Необходимо ли целевое обучение России?
Если бюджетник после окончания ВУЗа занялся бизнесом, можно ли потребовать у него вернуть деньги за обучение?
"С бюджетного студента стребовать обратно деньги за обучение невозможно. Равно, как заставить его идти работать по специальности. Сейчас в ряде ВУЗов по ряду специальностей часть выпускников уже заранее знают, где будут работать, потому что есть четкие конкретные предложения от работодателей. И здесь работают законы рынка. То есть образование является инструментом, социальным лифтом для повышения социального статуса и материального благополучия".
О планировании:
"Есть понятие – планирование. И то, что потребуется нам через 3-4-5 лет, никакой рынок сейчас нам не предоставит, не сделает, не обеспечит. И в этом смысле система распределения бюджетных мест, которая ориентирована, в первую очередь, на инженерные специальности, технические специальности, связанные с профессиями цифровой экономики – то есть понятно, чего хочет государство. Беда в том, что люди, которые выпускаются сегодня из ВУЗа, зачастую имеют проблемы с трудоустройством. И работодатели не всегда считают возможным платить им достойные деньги, объясняя это рыночными механизмами. Не понимая, что специалист с высшим образованием – это и культура компании, это отложенные деньги, которые будут в будущем".
О статусе молодого специалиста:
"Институт молодых специалистов есть и существует. Другое дело, что бонусы, которые он предоставляет, увы, далеки от тех, что вы озвучили (повышенная зарплата, льготная ипотека и т.д.). Причем это в разных отраслях, не только в промышленности, это и в образовании, прежде всего. Отвечая на вопросы о распределении, это очень странная ситуация, когда мы пытаемся что-то заставить человека делать. Как говорил персонаж известного фильма: "Осчастливить насильно немыслимо. Можно рассуждать о дополнительных социальных гарантиях, можно делать дополнительные периоды к отпуску. И самое главное – обращать наше с вами внимание на то, что это наше будущее. Эффективнее организовывать практики на предприятиях, усилить практическую сторону обучения и целевую подготовку специалистов под нужды конкретных предприятий. Мне кажется, что вот этот барьер между высшим образованием и экономикой существует, и его надо, в эту сторону смотреть".