Алексей Козлов: патриотизм и любовь к Родине для меня святы
"Слова "патриотизм", "любовь к Родине" и тому подобное для меня святы", - сказал в своем последнем интервью Алексей Козлов. Он давал интервью всего пару раз. Разведчик-нелегал. Вся жизнь - спецзадание. С чужим именем, с чужим паспортом и грифом "секретно".
Только в 2005-м журналист Николай Долгополов, написавший о разведчиках не одну книгу, стал первым неразведчиком, кому Алексей Козлов рассказал свою историю. Ее напечатал "Труд".
"Он говорил: я не знаю, что мне можно говорить, что нельзя. Я попросил его рассказать какие-то оперативные эпизоды. Вы что, хотите, чтобы я вам еще рассказывал какие-то тайны? Да никогда в жизни! Вы не понимаете, что вы спрашиваете", - ответил он", - вспоминает Николай Долгополов, заместитель главного редактора "Российской газеты".
Алексей Козлов, выросший в вологодской глубинке выпускник МГИМО с блестящим немецким и датским, оказался во внешней разведке в 1959-м. А уже через три года отправился на нелегальную работу в Западную Германию. Смог получить настоящие немецкие документы и устроиться на работу в химчистку. Сначала - разнорабочим. Но скоро он возглавил целое предприятие, что выпускало для прачечных оборудование. Так и родилась легенда.
Бюргер-бизнесмен. Торговец, колесящий по миру. Португалия, Италия, Ливан, Иран, Израиль... Со многими странами тогда у СССР даже не было дипотношений, тем ценнее добытые сведения. Их передавали на микропленке через тайники, если срочно - письма-шифровки. За выполнение заданий на Ближнем Востоке Козлова представят к Ордену Красной Звезды.
Но главное задание разведчик получит в 1979-м. И советские, и американские специалисты зафиксировали в южном полушарии вспышку, похожую на атомный взрыв. Подозрение падает на ЮАР. Неужели страна, где 3 миллиона белых фактически держат рабами 26 миллионов черных жителей страны, живущих в гетто, успешно провела испытания собственной ядерной бомбы?! Торговец оборудованием для химчисток отправляется в Южную Африку и добывает подтверждение.
"Ценность этой информации заключалась в том, что общественность была поднята по тревоге. Страна с режимом апартеида - на пороге испытания ядерного оружия. Это страшное оружие может быть направлено против человечества. И тогда ООН включила все свои механизмы и, надавив на режим ЮАР, заставила отказаться от этих исследований", - отметил Сергей Иванов, руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки.
Но прежде чем это случится, советский разведчик окажется в южно-африканской тюрьме. Козлова арестовали прямо в аэропорту. Два года в камере-одиночке станут самыми страшными. Бесконечные допросы, избиения, пытки. Расисты не деликатничали.
"Я засыпал - меня мордобоем поднимали. А следователь - у него портрет Гитлера висел - был большим поклонником Эрнста Кальтенбруннера, так что битье и пытки были для него явлением нормальным", - вспоминал Козлов.
О том, что Козлов арестован, Москва узнала почти через год. Сообщили коллеги из гдровской Штази. Они же и передали в КГБ перехваченные у Западного Берлина протоколы допросов, на которых разведчик не сказал ни слова. Тогда же и начались переговоры об обмене.
За одного своего Союз выдал сразу 12 человек: 11 немецких шпионов и одного южно-африканского офицера. К моменту встречи с коллегами на границе Западной и Восточной Германии полковник Козлов похудел с 90 до 58 килограммов! Что было дальше, вспоминал сам.
"Рядом со мной поставили кастрюльку с горячей картошкой, селедкой, и я как навалился на это дело! Когда я уезжал из Берлина, мне сказали: "Лешка, ты сожрал весь запас годовой представительской селедки!" - говорил Козлов.
"Он рассказывал об этом с лицом, которое не менялось. Только когда он о пытках рассказывал, лицо у него немножко искажалось гримасой, кулаки сжимались. Еще кулаки сжимались, когда говорили о человеке, который его предал", - сказал Николай Долгополов.
Это потом станет ясно: предатель - Олег Гордиевский. Сбежавший в Лондон в 1985-м, он еще раньше сдал Западу советскую резидентуру. Сам Козлов за столько лет нелегальной работы проколоться нигде не мог.
Его история так впечатлила писательницу Марию Арбатову, что вместе с мужем она написала о разведчике книгу.
"Я его спрашивала, за счет какого ресурса вы это все выдержали, потому что там было все, что придумано человечеством к этому моменту. Он сказал, что его отец пришел с Гражданской войны без ноги и все время работал. И каждый день он на костылях шел на работу. И он говорил, что, когда меня пытали, я всегда видел спину отца, который идет на костылях, потому что мужчин осталось мало. И он считал, что он должен спасать Родину", - отметила Арбатова.
"Жизнь разведчика - это безвестность, работа на разведку. И может быть, он бы так и остался безызвестным героем, как большинство разведчиков", - подчеркнул Виталий Коротков, ветеран Службы внешней разведки.
В истории этого человека удивительно все. Даже после раскрытия иностранными спецслужбами он снова вернулся на нелегальную работу. С новым именем и новой легендой. А многие страны, где легендарному разведчику пришлось поработать (всего их было 86), до сих пор называть нельзя, как и задания, что он выполнил, став настоящим Героем России.