Волынский геноцид: как может объединять память палачей и их жертв
Варшава до сих пор требует от Киева раскаяния и осуждения преступления бандеровцев, но не может добиться. Станет ли историческая правда камнем преткновения в попытках Зеленского и Дуды стереть границы между Украиной и Польшей?
В волынском сквере, где установлен памятник в виде распятия, вспоминают жертв событий 1943 года. Семь лет назад польский парламент де-юре признал действия УПА (запрещена в РФ) геноцидом.
"Эта земля стала свидетелем исключительного преступления, ада, который был уготован украинскими националистами своим соседям", – заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Премьер Польши на этот раз – главное официальное лицо памятного мероприятия, в прошлом году это был президент Дуда. В этом году Дуда вместе с Зеленским посетил Луцк на Западной Украине, где в католическом соборе Петра и Павла прошла месса по погибшим. Зеленский решил, что поминали всех – и поляков, и украинцев. "Вместе чествуем всех невинных жертв Волыни. Память нас объединяет", – сказал он.
В Польше не возьмут в толк, как может "объединять" память убийц и убитых, палачей и их жертв. Да, польские отряды провели ряд ответных акций против украинцев, но, говорят польские историки, это были именно ответные действия, они не преследовали цели истребления украинского населения и не сопоставимы по количеству жертв. Дуду обвинили в том, что он станцевал под чужую дудку, да еще на костях своих предков: "Это доказательство политического, дипломатического и морального поражения президента Дуды, потому что, если президент Украины после всего, что Польша и поляки сделали для Украины и украинцев, не может произнести слово "извините" и вместо этого использует слова, которые предполагают симметричную вину обеих сторон, то мы имеем дело с фальсификацией истории".
Попытки Киева вывернуть наизнанку жуткие преступления бандеровцев вызывают оторопь. 100 тысяч жертв, тысячи уничтоженных деревень. Садистские методы убийств, отдающие коллективным помешательством. Такого не творили даже немецкие фашисты. И главному организатору всего этого, командующему группой УПА-Север (запрещена в РФ) Дмитро Клячкивскому стоит на Украине памятник.
"Запредельная жестокость по отношению к польскому населению. Заходили в села и убивали женщин, стариков, детей зверскими способами, могли ребенка ударить об угол дома, могли сбросить в колодец, заколоть, использовали косы, сельхозинвентарь – все для того, чтобы поляки уходили", – отметил Богдан Безпалько, Центр украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
Деятели УПА давно собирались приступить к этническим чисткам, в частности, на Волыни, где население жило, что называется, чересполосно: деревня украинская, деревня польская. Но поляков, равно как и евреев, украинские националисты считали чужеродным элементом, подлежащим истреблению. Этнократическое государство – любыми способами. Идея, заимствованная создателями ОУН (запрещена в РФ) у Третьего рейха, легла на благодатную почву.
Новый термин "укропол" отражает страх перед слиянием Украины и Польши. Зеленский и Дуда уже не раз заявили, что поляки и украинцы – это практически один народ и скоро не будет между ними границ. Люди собрались возле украинского посольства, чтобы сказать, что с поклонниками Шухевича и Бандеры им не по пути.
"Люди хотят чтить память тех, кого жестоко истязали, убивали и калечили на Волыни. И мы против действующей украинской власти, которая не идет навстречу законным требованиям Польши. А польские власти не исполняют предвыборные обещания и основные свои обязанности – я имею в виду заботу о памяти своих соотечественников", – заявил Ян Рудзиньский – президент Ассоциации волынских жертв и бывших военных поселенцев на Волыни.
Польские власти требуют эксгумации останков жертв волынского геноцида, на что получают ответ от Института национальной памяти Украины: сначала восстановите наш мемориал бандеровцам у себя.
"Украинская сторона придерживается мнения, что до тех пор, пока не будет должным образом восстановлен мемориал (посвящен воинам УПА на горе Монастерз в Верхрате в Подкарпатье), мы не дадим согласия на новые эксгумации могил поляков, захороненных на Украине", – сказал глава Института национальной памяти Антон Дробович.
У Киева сейчас настолько влиятельные покровители, что Варшаве просто нечего противопоставить этому откровенному хамству. Польский МИД недавно уволил одного из ключевых сотрудников, потому что этого захотели в Киеве: "Пресс-секретарь МИД Лукаш Яшина отстранен и находится в бессрочном отпуске, из которого, вероятно, уже не вернется. Яшина сказал, что Владимир Зеленский должен извиниться за Волынь. Его слова вызвали резкую реакцию посла Украины".
Демонстративное единство Киева и Варшавы шаткое и сугубо политическое. В стране порядка 2,5 миллиона украинцев, и многих поляков раздражает сам факт того, что надо потесниться, а кроме того, среди гостей немало поклонников Бандеры.
"Ситуация достаточно неустойчивая. Киев и Варшава сейчас не заинтересованы в каком-либо конфликте на эту тему, но если что-то пойдет не так в их отношениях, уверяю, нет лучшего способа поднять поляков на борьбу с Украиной, чем вспомнить про резню в Волыни", – считает Николай Межевич, Российская ассоциация прибалтийских исследований, президент, доктор экономических наук, профессор.
Особенно если произойдет то, о чем предупреждали российские спецслужбы, и Варшава решится, к примеру, на военный захват западноукраинских земель.