"Дорога на Луганск"
В Новосветловке и Хрещеватом, где нацгвардия перекрывала дорогу в Луганск, - просто Курская дуга для украинских танков. Дорогу через них пробивали две недели. Это была дорога жизни в прямом смысле слове. Врытые в землю танки держали под прицелом каждый метр трассы.
Разорванный взрывом украинский "Булат" (с оторванной башней, снятой через кольцо). Сгоревший Т-64 ополчения. Подбитый УАЗ нацгвардии - три офицера так и остались лежать на раскаленном асфальте. Расстрелянные автомобили мирных жителей - огонь по ним открывали по любому поводу.
В Новосветловке разрушен чуть ли не каждый второй дом. Школа, больница, Дом культуры... "Людей по кускам собирают и закапывают. Это нормально?!" - спрашивают местные жители.
Снарядом пробит купол храма. Ополченцы крестятся на икону Николая Чудотворца . Хотите верьте, хотите нет, но казаки уверяют, что икона после этого кошмара замироточила.
Жители Новосветловки с ужасом вспоминают о хлопцах из батальона "Айдар". "Насиловали женщин, издевались над мужчинами", - рассказывают они. Но первым делом свалили памятник Ленину. Гранитную скульптуру разбили кувалдой. А за постаментом без суда и следствия расстреляли нескольких пленных ополченцев. Тела расстрелянных ополченцев прикопали сразу за постаментом. Причем неглубоко. Нашли по запаху. В захоронение было четыре человека. Тела доставили в морг для опознания.
Для того чтобы понять, какой опасной была дорога на Луганск, достаточно посмотреть на неразорвавшуюся ракету системы залпового огня "Смерч" диаметром 300 миллиметров. Выжигает все живое буквально гектарами.
Луганск встречает мертвой тишиной. Абсолютно пустой город. На улицах - ни души, закрыты, а то и просто разбомблены магазины, кафе и рестораны. Нет света, воды, телефонной связи, не работает канализация. В городе чаще встретишь только что отстрелявшийся "Град", чем автобус или маршрутку. Вооруженные патрули ловят мародеров в разрушенных торговых центрах. Все ценное давно растащили. Каждый день арестовывают по несколько человек с мешками. Ни работать не хотят, ни воевать.
За порядком в городе следит тот самый "Беркут", который жгли на Майдане. Старший прапорщик просит не раскрывать его имени. На оккупированной территории находится его семья. "Если бы мы знали... Хотели по-европейски, а они нас потом "Градом", - вздыхает он.
Луганский аэропорт. Все завалено стреляными артиллерийскими гильзами. Три месяца отсюда "выбивали" украинских десантников, причем так, что даже металл расплавился.