18 января 2015, 22:00 18 января 2015, 23:00 19 января 2015, 00:00 19 января 2015, 01:00 19 января 2015, 02:00 19 января 2015, 03:00 19 января 2015, 04:00 19 января 2015, 05:00 19 января 2015, 06:00 19 января 2015, 07:00 19 января 2015, 08:00
  • Зинаида Курбатова

Великая Образцова мечтала спеть Тоску

  • Картинка
12 января на 76-м году жизни в одной из клиник Германии скончалась наша выдающаяся оперная певица Елена Образцова. Она выступала на всех крупнейших площадках мира: La Scala, Metropolitan Opera и лондонской Covent Garden... Но певица всегда хранила верность своей любимой сцене - сцене Большого театра. Там ее бархатное меццо-сопрано звучало во всех главных оперных партиях.

В ее голосе - все: разбушевавшаяся стихия, искушение, протест, темные страсти и светлые порывы. В ее пении осмыслены каждая нота и каждое слово.

Ария Далилы, которая соблазнила и предала Самсона, - одна из целой галереи коварных и сильных женщин, в которых на сцене перевоплощалась великая Елена Образцова. Она спела практически все лучшее, написанное для меццо-сопрано.

"Если бы Господь дал мне вторую жизнь, я бы хотела иметь сопрано, чтобы спеть Тоску, - говорила Образцова.

В этом - вся Елена Образцова с ее невероятной жаждой жизни. Сама примадонна не раз объясняла эту важнейшую черту своего характера. Маленькая Лена с пережила страшную блокадную зиму в Ленинграде. Из голодного детства и это чувство ценности и великолепия каждого дня, стремление ничего не упустить и всему радоваться. Она притягивала к себе людей. Все, кто были рядом, оставались зачарованными навсегда.

Образцова могла быть и разъяренной тигрицей, и ласковой кошечкой. Ей было подвластно все. Попав в труппу Большого, тут же исполнила партию Марины Мнишек, причем без оркестровой репетиции.

Ей устраивали овации во всех лучших оперных театрах мира. В Metropolitan Opera зал ревел от восторга так долго, что - неслыханная история - действие остановили, чтобы артисты откланялись.

Она пела Марфу, Азучену, Далилу, Амнерис... В 1975-м в Испании ее назвали лучшей Кармен всех времен и народов.

Это были времена железного занавеса. Искусство Образцовой буквально растапливало лед отношений между странами. И дело не только в профессионализме. На Западе над нашими женщинами в то время посмеиваются. Советские одеты плохо, вилкой не умеют пользоваться. А тут Образцова - роскошная, элегантная, с гордо посаженной головой, демократичностью в общении. Она хорошо говорит по-французски и сразу приобретает друзей. Среди них - Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас, Хосе Каррерас.

Она могла работать в любой стране мира, но родным домом для нее оставался Большой театр. Здесь - ее первое выступление, когда она была студенткой Ленинградской консерватории. Здесь - последний бал в честь ее юбилея 28 октября прошлого года. Здесь - прощание.

Ей было интересно все, не только большая опера. Оперетта в советские времена считается низким жанром. Образцова сумела сломать этот стереотип. С мужем, дирижером Альгисом Жюрайтисом, придумали концерт, где Образцова пела арии из оперетт на французском. Чиновники были недовольны - этот язык непонятен трудящимся - но певица настояла.

Она любила и камерную музыку. Сам Георгий Свиридов писал для нее вокальные циклы.

Она пела джазовые композиции, выходила на сцену в спектаклях Романа Виктюка в театре Сатиры. Она ничего не боялась. Много работала. До последнего исполняла свою любимую графиню в "Пиковой даме" Чайковского.

Она считала, что обязана передать свое мастерство молодым. В родном Петербурге проводила конкурсы солистов, отслеживала судьбу каждого дарования. Возглавляла жюри проекта "Большая опера".

Ее благожелательность помогла многим. Она помогала не только молодым певцам, но и художникам. Была щедрым меценатом, любила живопись, постоянно меняла что-то в интерьере своего дома.

У нее были грандиозные планы на будущее. Весной она собиралась петь в Московской консерватории. В родном Петербурге должна была открыть Академию оперного пения. Не успела.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация