Главный по подлодкам: "Севмаш" 75 лет ставит рекорды
От причала "Севмаша" отходит 170-метровый красавец - атомный крейсер "Владимир Мономах". Третий в серии "Борей". Имя древнегреческого бога, олицетворения бурного северного ветра. Передан ВМФ. Шестнадцать баллистических ядерных ракет на борту.
Рождается самая современная российская подводная лодка "Князь Суворов" - основа морской составляющей ядерной триады России нового века. К части прочного корпуса - в ней даже профессионалу с трудом угадывается будущая субмарина - приваривается закладная доска - блестящая табличка с именем корабля.
А ведь в далеком 1941-м, когда заводу поручили достройку пары дизельных лодок, никто и подумать не мог, что именно подводное кораблестроение станет будущим, предприятие - его лидером. А технические задачи окажутся, на первый взгляд, непостижимыми.
"Ничего сложнее, чем атомная подводная лодка, на мой взгляд, человечество не придумало. А плюс к этому атомная подводная лодка! Вы видели какие разрушения приносит ядерное оружие? А энергетика лодки - это укрощенная ядерная энергия, ядерный реактор. Атомное оружие с баллистическими ракетами, с ядерными боеголовками. Что может быть сложнее этих дел?" - сказал Михаил Будниченко, генеральный директор "Севмаша".
Одна из крупнейших верфей в мире началась с колесного пароходика. На нем в 1936 году к устью Северной Двины прибыли первостроители поселка Судострой. Болото засыпали песком со дна реки, ее углубляли для прохода будущих кораблей. Ветку железной дороги от Архангельска проложили всего за месяц, но даже такие темпы не устроили плановую советскую экономику, ставившую нереальные сроки. Начальника стройки признали врагом народа. Товарищ Ежов - глава НКВД - приказывает организовать лагерь системы ГУЛАГ, который существовал до смерти вождя народов.
Завод ╧402 задумывался для строительства гигантских военных надводных кораблей, ни один из которых так и не был построен. От линкора "Советская Белоруссия" размерами с современный авианосец остались только чертежи. Его заложили в 1939-м - эта дата и считается днем рождения завода. Потом - война, в конце которой корабль разобрали на стапеле. Чуть позже перед заводом ставится сверхсекретная задача. Реализация начинается со строительства особого цеха.
Экспериментальный стапельный цех. Мало кто в 1954 году понимал, какие эксперименты будут здесь ставится. После постройки сооружение обнесли колючей проволокой, четыре пояса охраны. Позже здесь строили такие корабли и ставили такие рекорды, о которых сотрудникам запрещалось рассказывать даже в собственных семьях.
В сентября 1952-го в Кремле подписывают постановление о проектировании и строительстве объекта ╧627. Двумя годами позже в нынешнем Северодвинске, тогда Молотовске, закладывают первую советскую атомную подводную лодку. Невиданные характеристики - почти два месяца автономного плавания в подводном положении, то есть идеальная на то время скрытность. Тяжелая, иногда трагичная эксплуатация. Но ведь это был опытный корабль, давший начало всему атомному флоту Советского Союза.
Звезду Героя Соцтруда Александру Лагунову, бывшему слесарю-монтажнику "Севмаша", вручили за рекорд, не побитый до сих пор. Эта подводная лодка передвигалась под водой со скоростью 83 километра в час. Свое второе имя - "Золотая рыбка" - подлодка получила потому, что построена была из очень дорогостоящего титанового сплава - легкого и очень прочного. Этот проект дал старт для другого рекорда, тоже, кстати, непревзойденного, титановой подлодки "Комсомолец", которая в августе 1985-го погрузилась на глубину один километр 27 метров.
Еще один рекорд - "Акула" или "Тайфун" по натовской классификации, на палубе которой свободно может развернуться КаМАз - самая большая подводная лодка в мире.
На "Севмаше" начался ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера "Нахимов" - по размерам почти такой же, как непостроенный линкор "Советская Белоруссия". Модернизации он дожидался почти 15 лет. Должен стать самым мощным по вооружению кораблем Военно-морского флота.
"Нельзя стоять на месте. Кто останавливается, тот отстает. Надо идти вперед и ставить новые рекорды", - считает Михаил Будниченко.
В следующем году в Северодвинске будет заложено несколько подводных лодок. Сколько и каких именно, из соображений секретности не сообщают. Сейчас на стапелях предприятия находится шесть субмарин. Впервые за долгое время объем гособоронзаказа таков, что, кроме него, "Севмаш" ни за что другое браться не будет.