21 декабря 2014, 22:05 21 декабря 2014, 23:05 22 декабря 2014, 00:05 22 декабря 2014, 01:05 22 декабря 2014, 02:05 22 декабря 2014, 03:05 22 декабря 2014, 04:05 22 декабря 2014, 05:05 22 декабря 2014, 06:05 22 декабря 2014, 07:05 22 декабря 2014, 08:05

Владимир Путин: Россия выйдет из кризиса и укрепится

  • Картинка
Прошедшая неделя началась с кульбита, который сделал рубль. Падение вперед, вниз головой, опора на руки, отскок, переворот - и вновь на ногах. Все следили, затаив дыхание
Автор: Дмитрий Киселёв

Прошедшая неделя началась с кульбита, который сделал рубль. Падение вперед, вниз головой, опора на руки, отскок, переворот - и вновь на ногах. Все следили, затаив дыхание. Сначала - "черный понедельник", потом - вторник - еще "чернее". 17 декабря уже поднялись и ждали, что Путин скажет 18-го на пресс-конференции по итогам года.

Это была десятая по счету и едва ли не лучшая пресс-конференция президента Путина. Остроту всему придавал особенно недружественный в этом году для России международный контекст. Такой агрессивной среды для новой России еще не было. В диковинку? На самом деле ничего нового. Если приглядеться, то мы последние сто лет живем в условиях санкций, эмбарго и блокад, революций и даже военных интервенций.

От спонсирования госпереворота в России в ходе Первой мировой до вооруженного вторжения к нам с запада, юга, севера и востока войск 14 иностранных государств в ходе Гражданской войны после ленинской революции. Отбились.

Но уже в 1925 году Советской России объявили "золотую блокаду", то есть торговлю заморозили тем, что в счет оплаты западного оборудования перестали принимать деньги, даже советские золотые червонцы, то есть золото, те монеты в народе называли "сеятель". Расплачиваться с заграницей можно было лишь натуральным продуктом - нефтью, зерном и лесом.

В 1930-м перестали принимать нефть и лес. Брали только зерном. Так что в голоде начала 30-х есть и западный вклад. В 1932-м США вообще ввели полный запрет на торговлю с СССР.

Не прошло и десяти лет, как на нас вероломно напали немецко-фашистские захватчики. Началась острая фаза битвы за право на существование - Великая Отечественная. После победы - тут же холодная война и железный занавес.

В 1949-м американцы создают так называемый Координационный комитет по экспортному контролю в СССР - КОКОМ. В нем - 17 стран Запада. Цель - не поставлять в СССР высокие технологии для создания, как это формулировалось, "контролируемого технологического отставания" Советского Союза. Что это, как не стопроцентные санкции?

Американцы в 1963 году через КОКОМ заставили канцлера ФРГ Аденауэра заблокировать проект строительства газопровода из Сибири в Западную Европу. То была сделка века - оплата нашего газа вперед за счет поставок тысяч километров немецких труб. Санкции заторомозили сделку на целых семь лет. Ее заключили лишь в 1970-м.

Потом были ограничения по кредитам, бойкот Олимпиады в Москве, операция по снижению мировых цен в середине 80-х...

КОКОМ перестал действовать в 1994 году, когда СССР развалили, а России было не до высоких технологий. Все и так сыпалось. Зато к концу 90-х стали поддерживать терроризм у нас на Северном Кавказе. Как результат - война. Таки справились, хотя эхо - до сих пор.

Параллельно оставалась поправка Джексона-Веника - дискриминационный в отношении нашей страны американский закон 1974 года, по которому еще и советский экспорт в США облагался пошлинами в десять раз выше обычных. Поправку отменили лишь в 2012-м, но сразу же день ввели санкции против российских чиновников - "закон Магнитского".

Потом поводом для санкций стали рукотворная большая провокация на Украине и Крым. Теперь вот Обама опять что-то подписал про расширение санкций против России, пытается ввести экономическую блокаду Крыма, будет мстить компаниям и людям, созидающим в Крыму.

Санкции против нас были всегда и независимо от режимов, будь то Российская империя, СССР или, как сейчас, демократическая Россия. Были, есть и будут. Ничего другого ожидать не следует. Чего хотят от нас? А того же, что хотели Наполеон или Гитлер. Ничего нового, разве что технологии.

И сегодня в санкциях для России - вызов и шанс одновременно. Выйти из них сильнее. То, что не успели в тучные годы, теперь вынуждены будем сделать сейчас. Об этом Владимир Путин говорил на пресс-конференции по итогам года. Выглядел при этом уверенным, а звучал убедительно.

Автор: Евгений Рожков

Из 1300 журналистов, пришедших на пресс-конференцию, не было, наверное, ни одного, кто не хотел бы услышать лично от президента, что происходит с рублем и вообще с российской экономикой? За Владимиром Путиным уже с самого входа как никогда следили внимательно - за настроением и тем, что и как скажет. И Путин не стал долго томить.

"Конечно, сегодняшняя ситуация прежде всего спровоцирована внешними факторами. Но исходим из того, что нами многое не сделано из того, что мы планировали сделать и говорили, что мы должны сделать по диверсификации нашей экономики в течение практически предыдущих 20 лет. Влияют на сегодняшнюю ситуацию и внешнеэкономические факторы, конечно, это цена на энергоносители, на нефть, а за ней тянется и цена на газ. Что мы в этой связи собираемся делать? Мы собираемся использовать меры, которые использовали достаточно успешно в 2008 году. В этом случае нужно будет сосредоточить внимание на помощи людям, которые в этом действительно нуждаются, и сохранить все наши плановые показатели по социальным вопросам и проблемам, имея в виду, конечно, прежде всего пенсии, заработные платы бюджетников. Отскок в плюс, последующий рост и выход из сегодняшней ситуации неизбежен как минимум по двум причинам. Во-первых, рост мировой экономики будет сохраняться, темпы снижаются, но рост точно будет сохраняться. Экономика будет расти. И наша экономика выйдет из сегодняшней ситуации. Сколько на это потребуется времени? При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что года два", - подчеркнул глава государства.

"За этот "черный" для рубля понедельник-вторник была лавина критики и в адрес Центробанка, и председателя, и правительства. Согласны ли вы с ней?" - спросил президента первый заместитель генерального директора информационного агентства "Интерфакс" Вячеслав Терехов.

"Я, конечно, вижу критику в отношении Центрального банка, в отношении председателя Центрального банка. Она в чем-то обоснованна, в чем-то - нет. Но и правительство не должно забывать про свою меру ответственности. Нужно работать с теми же экспортерами, у которых достаточно большая валютная выручка. Председатель правительства встречался с руководителями наших крупнейших компаний, и мы видим: определенный результат есть. Нужно принимать и другие меры по линии правительства. Что я имею в виду? Например, конечно, прежде всего это борьба с инфляцией. Это задача Центрального банка. Также цены на бензин, на продукты питания - надо этим заниматься. Причем в такой ситуации, в таких условиях надо заниматься, как бы кто ни критиковал, именно в ручном режиме. Поэтому, конечно, можно "наезжать" на Набиуллину, но не забывать, что в целом политика Центробанка является адекватной", - подчеркнул Путин.

И адекватная политика ЦБ дает о себе знать. Курс рубля вслед за ценой на нефть более-менее стабилизируется. Но западные санкции в отношении России не просто остаются - американский президент подписывает закон, который развязывает ему руки в изобретении новых санкций, а европейцы их уже вводят. В отношении туризма и торговли в российском Крыму.

"Происходящее сейчас с нашей экономикой - это расплата за Крым? Может, пора об этом честно сказать?" - спросил корреспондент Первого канала Антон Верницкий.

"Нет, это не расплата за Крым, - заверил президент. - Это плата за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство. Я приводил на Валдайском клубе пример и вспомнил наш наиболее узнаваемый символ - медведя, который охраняет свою тайгу. Если продолжить такие аналогии, мне самому иногда приходит в голову мысль: может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком? Может быть, его в покое оставят? Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. В сегодняшнем понимании это силы ядерного сдерживания. Как только, не дай Бог, это произойдет, и мишка станет не нужен - так тайгу будут сразу прибирать. Ведь мы же почти от официальных лиц слышали многократно, что несправедливо, что Сибирь с ее неизмеримыми богатствами вся принадлежит России. Как несправедливо? А отхапать у Мексики Техас справедливо? А то, что мы на своей собственной земле хозяйствуем, - это несправедливо?! Нужно раздать. А потом, как только вырвут когти и зубы, тогда мишка вообще не нужен. Чучело из него сделают - и все. Мы хотим сохраниться и бороться, изменить, кстати, к лучшему, воспользовавшись этими явлениями сегодня, нашу структуру экономики, быть более независимыми, пройти через это или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили на стенку? Вот у нас какой выбор. И Крым здесь ни при чем".

Увидев желто-голубой флажок, Владимир Путин сам дает слово киевскому журналисту. На майке у него - надпись "Укроп". При этом гостя интересует судьба украинской наводчицы Савченко, причастной к убийству журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Заочно на родине ее сделали политиком.

"При каких условиях вы отпустите украинскую летчицу Савченко?" - интересуется Роман Цимбалюк, корреспондент информационного агентства УНИАН.

"В зале сидят коллеги тех наших журналистов - это, впрочем, и ваши коллеги - которые погибли, исполняя свой служебный долг на юго-востоке Украины. Подчеркну, что эти люди не принимали участия ни в каких боевых действиях ни с одной стороны. Они были без оружия. Обязанность всех государственных структур, в том числе и военных, - охранять их жизнь и здоровье, дать им возможность исполнять свой долг для распространения объективной, полноценной информации, во всяком случае, так, как они ее видят. Это общепризнанный в цивилизованном мире факт. Эти люди были убиты. По данным наших правоохранительных органов, наводчиком при этом убийстве была госпожа Савченко. Если в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства выяснится, что она здесь ни при чем, что она ни в чем не виновата, она немедленно будет освобождена. Если выяснится, что она виновата и действительно участвовала в этом убийстве, исхожу из того, что российский суд примет соответствующее решение и она будет отбывать наказание в соответствии с решением суда", - заявил Владимир Путин.

И уже после пресс-конференции корреспондент УНИАН поделился с коллегами своими впечатлениями. "Он реально крутой дядька. Он - президент великой страны", - сказал Цимбалюк.

Вопросов про Украину вообще было много, и это понятно - гражданская война пусть уже и не пылает, но все так же тлеет у наших границ.

На вопрос, какой ему видится судьба Новороссии, верите ли он в успех Минских договоренностей и приведут ли они к миру, президент ответил следующее: "Мы исходим из того, что кризис когда-то должен быть решен, чем быстрее, тем лучше. Он должен решаться политическими средствами, а не с помощью давления, будь то экономическая блокада либо применение вооруженных сил".

"Нужно уважать людей, которые живут на юго-востоке Украины. Известно, что значительную часть электроэнергетики Украины работает на донбасских углях. Но до сих пор не покупают. Нас просили оказать давление на юго-восток Украины, на Донбасс, чтобы горняки согласились поставлять. Мы это сделали, но до сих пор не покупают. Почему? Потому, что закрыли все банки, невозможно расплатиться. Мне коллеги сказали: да, мы готовы платить и перечислили предоплату. Выясняю - нет никакой предоплаты. На карточки якобы горнякам. Но карточки не работают. И так по каждому вопросу. Тем не менее, другого пути, кроме мирного урегулирования, не существует. Что касается Минских договоренностей, то это очень важная часть. И мы - за их исполнение. Я был одним из инициаторов самой встречи в Минске вместе с Петром Алексеевичем Порошенко. И, безусловно, президент Украины хочет урегулирования. И у меня нет сомнений в том, что он стремиться к этому. Но он там не один", - подчеркнул президент.

Логика Запада прозвучала в вопросе обозревателя ВВС, легенды британской журналистики Джона Симпсона. Он объездил 120 стран мира, был в 30 горячих точек, брал интервью у президентов по всему миру.

"Западные страны почти единогласны в том, что началась новая холодная война и что вы тоже внесли в это вклад. Мы практически каждый день наблюдаем, как российские самолеты осуществляют очень опасные маневры в направлении воздушного пространства западных стран. Я думаю, что это осуществляется по вашим указаниям, поскольку вы являетесь главнокомандующим российских войск и только вы обладаете возможностью направлять российские войска на территорию других суверенных стран, как в направлении Крыма, так и других стран. Сейчас вы сталкиваетесь с большой проблемой в том, что касается российской валюты. Вам необходимо заручиться поддержкой, в частности, из западных стран. Я хотел бы задать следующий вопрос: может быть, вы хотели бы воспользоваться возможностью на этой пресс-конференции заявить западным странам, что сейчас вы готовы к тому, чтобы заняться эффективным и конструктивным решением проблем на Украине?" - спросил Симпсон.

"По поводу наших учений, маневров, развития Вооруженных сил. Вы сказали, что Россия в известной степени внесла свой вклад в ту напряженность, которую мы сейчас наблюдаем в мире. Россия внесла свой вклад, но только в том смысле, что она все жестче и жестче защищает свои национальные интересы. Мы не атакуем в политическом смысле этого слова и ни на кого не нападаем. Мы только защищаем свои интересы. И недовольство наших западных партнеров, прежде всего американских, связано с тем, что мы делаем именно это, а не с тем, что мы в сфере безопасности допускаем какие-то действия, которые провоцируют напряженность. Я поясню. Вы говорите о полетах нашей авиации, в том числе о полетах стратегической авиации. Знаете ли вы, что Россия в начале 90-х годов полностью прекратила, как это делал Советский Союз, полеты нашей стратегической авиации в отдаленных районах патрулирования? Мы полностью прекратили, а американские стратегические самолеты с ядерным оружием продолжали летать. Зачем? Против кого? Кому угрожали? Мы не летали и не летали из года в год. И вот только пару-тройку лет назад возобновили эти полеты. Так кто провоцирует? Мы, что ли? У нас практически только две базы за границей и то на террористически опасных направлениях: в Киргизии, после того как туда зашли боевики из Афганистана, по просьбе киргизских властей, тогда президента Акаева, и в Таджикистане, тоже на границе с Афганистаном. Думаю, что и вы заинтересованы в том, чтобы там было все спокойно. И это обосновано, понятно и ясно. Американские базы - по всему земному шару. И вы хотите сказать, что мы ведем себя агрессивно? Здравый смысл-то есть или нет? В Европе что делают американские вооруженные силы, в том числе тактическое ядерное оружие? Послушайте, у нас бюджет Министерства обороны на следующий год вырос, но он в долларовом эквиваленте где-то 50 миллиардов примерно. А бюджет Пентагона почти в десять раз больше - 575 миллиардов, по-моему, утвердил Конгресс недавно. И вы хотите сказать, что мы проводим агрессивную политику? Здравый смысл-то есть или нет? Мы что ли свои Вооруженные силы выдвигаем к границам Соединенных Штатов либо других государств? Базы НАТО кто двигает к нам, военную инфраструктуру? Не мы. Нас кто-нибудь слушает, хоть какой-то диалог с нами по этому поводу ведут? Нет, вообще никакого! Всегда в ответ только одно: не ваше дело, каждая страна имеет право выбирать свой способ обеспечения безопасности. Да, хорошо, но тогда и мы тоже будем это делать. Почему нам это запрещено? И, наконец, я уже говорил об этом и в Послании - система противоракетной обороны. Кто вышел в одностороннем порядке из договора, который, безусловно, являлся одним из краеугольных камней всей системы международной безопасности? Мы что ли? Нет. Это сделали Штаты. В одностороннем порядке вышли. Создают угрозы для нас. Разворачивают элементы стратегической ПРО не только на Аляске, но и в Европе, в Румынии, в Польше - прямо возле нас. И вы хотите сказать, что мы проводим агрессивную политику?! Хотим ли мы равноправных отношений? Да, хотим. Но при безусловном уважении наших национальных интересов и в сфере безопасности, и в сфере экономики. Мы 19 лет вели переговоры по присоединению к ВТО. Пошли на очень многие компромиссы. И всегда исходили из того, что эти договоренности являются железобетонными. Сейчас не буду говорить, кто прав, кто виноват. Я считаю, что мы правы в ходе украинского кризиса, я уже об этом говорил много раз. И считаю, что наши партнеры западные не правы. Но сейчас оставим это. Мы присоединились к ВТО. Там есть правила. В нарушение всех этих правил и в нарушение норм международного права и Устава Организации Объединенных Наций в отношении российской экономики введены санкции в одностороннем порядке абсолютно неправовым способом. Мы не правы опять?" - возмутился президент.

И уже не первый раз - вопрос о "команде Путина". Нет ли там противоречий? И насколько он доверяет "чиновникам из своего ближайшего круга"?

"В моем ближайшем окружении нет чиновников и, надеюсь, никогда не будет. Они все коллеги, но я ни с кем не сближаюсь и не собираюсь сближаться. Есть определенная государственная функция, которую исполнять исправно, сближаясь с кем-то в личном плане, практически невозможно. Я это давно осознал, поэтому стараюсь со всеми держаться на определенном расстоянии, но работать доброжелательно и с полным пониманием той ответственности, которая стоит перед людьми", - пояснил глава государства.

"Насколько вы уверены в вашем окружении, в том, что оно безоговорочно вас поддерживает? И насколько вы видите риски государственного или даже дворцового переворота?" - поинтересовался Алексей Анищук, журналист Reuters.

"Насчет дворцовых переворотов успокойтесь. У нас нет дворцов, поэтому и переворотов дворцовых быть не может. У нас есть официальная резиденция - Кремль. Она хорошо защищена. И это тоже фактор нашей государственной стабильности. Но стабильность основана не на этом. Не может быть никакой другой более прочной базы, чем поддержка российского народа. Я думаю, что вы не будете со мной спорить, что по основным направлениям нашей внешней и внутренней политики такая поддержка есть. Почему так происходит? Потому что люди душой и сердце чувствуют, что мы, в частности, я действуем в их интересах", - сказал Владимир Путин.

Закончил же президент пресс-конференцию именно тем, с чего начал: времена непростые, но экономическую политику Центробанка и правительства он считает правильной, а значит, кризис мы переживем.

"Как это будет? Как будут работать официальные власти, финансовые, административные и правительственные, посмотрим и будем давать оценки их работе по результатам. Но в одном мы с вами точно можем быть уверены, что мы этот период пройдем и из непростой, конечно, сегодняшней ситуации выйдем, укрепив свои позиции и внутри страны, и в мировой экономике, и на международной арене", - уверен Путин.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация