Молдавия мечтает освободиться от западных кураторов
Огромные холодильники забиты. 180 тысяч тонн ежегодно уходивших в Россию яблок теперь свалены на складах и гниют у ворот. Сладкоголосые еврокомиссары, обещавшие республике торговый рай, ретиво закрыли и свой, наводненный польскими фруктами, европейский рынок. Катиться молдавскому яблоку оказалось совсем некуда.
Яблочное эмбарго обрушило молдавскую экономику. Республике запретный фрукт уже обошелся в 200 миллионов долларов убытков, и это только первые потери. К весне, предсказывают экономисты, страну накроет кризис неплатежей, он ударит по всей и без того хрупкой молдавской экономике.
По всей республике сотни хозяйств разорены, как и фермеры-одиночки. Неубранными стоят яблоневые сады, а сами яблоки гниющим ковром покрывают землю. Для небольшой республики, основу экономики которой составлял экспорт сельхозпродуктов и, в частности, яблок, это настоящее бедствие.
Фермер Василий рубит свой выстраданный поколениями яблоневый сад. Продать за копейки землю европейским скупщикам √ единственный способ рассчитаться за кредиты, взятые под удобрения и будущий урожай. Топоры разоренных аграриев стучат по всей Молдавии. "У нас пропало три тысячи тонн только в нашем селе. Люди взяли фуры в кредит. Купили холодильные установки. Это колоссальные деньги. И все замерзло", - рассказывает фермер.
Итоги нынешних парламентских выборов стали политическим народным протестом против западного курса . Впервые за пять лет правящей парламентской еврокоалиции нанесена звонкая пощечина ≈ большинство голосов на выборах взяла партия социалистов Игоря Додона. Социалисты выступают за интеграцию со странами Таможенного союза и разрыв кабального для республики договора с Европой, цену которому в Молдавии многие уже успели почувствовать на себе.
"На первом заседании парламента социалисты выступят с инициативой о денонсации соглашения об ассоциации с Европейским союзом. С другой стороны, сближение с Россией, вступление в Таможенный союз решает проблему государственности, то есть решение приднестровской проблемы. В принципе, мы можем договориться с Приднестровьем и с Гагаузией о создании федеративного устройства государства, которое пойдет в Таможенный союз", - заявил Игорь Додон, председатель Партии социалистов Молдавии.
Впрочем, и победившие социалисты, и занявшие третье место коммунисты, и другие пророссийские партии теперь добиваются отмены результатов выборов в суде. Власти Молдавии фактически исключили из выборного процесса треть всех избирателей. Для 700 тысяч живущих и работающих в России молдаван из Кишинева прислали лишь 15 тысяч бюллетеней. А значит, большому числу пророссийски настроенных избирателей на этих выборах проголосовать вообще не дали.
"Если мы не добьемся справедливого решения судов и не будут отменены выборы, я очень боюсь что зимой и следующей весной у нас начнутся массовые протесты против внешнего управления США и Европы. И европейцы, и США пытаются расширить зону своего влияния ближе к границам РФ. Сегодня наш избиратель сказал нет этому процессу", - говорит Виктор Шелин, лидер избирательного блока "Выбор Молдовы √ Таможенный союз".
Каларашовка ≈ типичное село на севере Молдавии. Дети Сергея и Галины работают в Москве. Заработанные деньги присылают домой. Таких историй здесь тысячи. На те полтора миллиарда долларов, что ежегодно из России молдаване переводят в республику, выживают десятки тысяч семей. Без этих денег многие молдавские села давно бы обезлюдели.
"Для нас Россия, как воздух. Мы без России никуда не денемся. Люди просят и говорят, давайте налаживать с Россией отношения. У нас аграрная страна. Мы не можем оставить ее без этого рынка. Неужели наше правительство не услышало нас", - недоумевает Галина Мейко, жительница села Каларашовка.
"Мы не хотим здесь НАТО. НАТО пусть будет в Америке. А мы живем в Молдавии. Мы как родились, так и будем жить", - добавляет Сергей Мейко.
Но у западных кураторов Молдавии √ свой сценарий будущего для республики. Генеральной репетицией украинского Майдана стали кишинёвские события в апреле 2009-го. Сразу после парламентских выборов город охватили беспорядки. Толпа вооруженной молодежи разгромила парламент, штурмом попыталась взять дворец президента и телецентр. Следствие установило: 200 боевиков, часть из которых √ офицеры спецназа, были направлены в Кишинёв из Румынии. Еще одна боевая сотня прибыла из соседней Винницкой области Украины. По личному распоряжению Тимошенко.
Пережившая войну в Приднестровье Молдавия лучше других знает, что такое гражданское противостояние. И поэтому многие и на севере, и на юге видят в России гарант стабильности на собственной земле.
"Эта территория всегда выступала за добрые отношения с РФ, с регионами РФ. Мы понимаем рынки сбыта нашей продукции, ее конкурентоспособность на востоке. Поэтому население всегда традиционно голосует за восточный вектор", - говорит Михаил Формузал, глава Гагаузии.
Гагаузия, к слову, в условиях запрета на экспорт молдавских товаров в Россию оказалось в привилегированном положении. Для фермеров автономии наша страна сделала исключение ≈ покупает у них фрукты, овощи, а также вино.
Вино ≈ еще одна ахиллесова пята экономики Молдавии. После потери российского рынка сотни виноделов терпят огромные убытки и ждут возможности вернуться. Для большинства √ это вопрос личного выживания.
Ориентированная на Таможенный союза Гагаузия на юге, пророссийский фермерский север, Приднестровье, не скрывающее своих устремлений и, кажется, готовое к предложенному социалистами диалогу о федерализации, а теперь еще и политически неоднородный центр. Маленькая Молдавия раздроблена. Для небольшой страны столь взрывоопасные противоречия могут полыхнуть куда сильнее соседней Украины. Молдавия застыла на рубеже. В шаге от перемен, масштаб которых предсказать сегодня не берется никто.