Великий патриот: Виктор Тихонов не мыслил жизни без Родины
В 1992 году наша сборная выступала не под национальным флагом, а под олимпийским. Советский Союз к тому времени развалили, а Россия еще толком в мире не легализовалась. Вот в хоккее Тихонов Россию и легализовал.
Когда старые символы СССР - герб, флаг, гимн, а с ними и старый советский патриотизм - отменили, ребятам до выхода на лед Тихонов просто сказал: "Вспомните ваш дом. Это и есть Родина, Россия. За нее и бьетесь".
Теперь все говорят: "великий". И хотят побеждать, как он. Но величие и результат - от того, что Тихонов придумал новую формулу игры и взвинтил в сборной нагрузки до предела, до самоотречения. Со звезд спрашивал еще больше.
Дисциплина была такой, что демократией и не пахло. Похоже, принципом Тихонова было "эффективно все, что чрезмерно". Или просто кажется чрезмерным... В конце концов вам победа нужна или так, попозировать? И команда с ним одерживала сверхпобеды. Чего стоит хотя бы 6:0 в логове у канадцев на Кубке Вызова в 1979 году!
До того времени заокеанский профессиональный хоккей считался чем-то непревзойденным, а наши олимпийские победы вроде и ненастоящими, ведь на Олимпиадах выступают якобы любители, тогда как в настоящий хоккей играют канадские профессионалы-крепыши. Все остальные для них - младшая лига. А Тихонов с командой СССР поехал к ним на лед, обидел на 6:0 и улетел, забрав с собой Кубок Вызова. Улицы в советских городах были пустыми - так болели в СССР за хоккей в эпоху Тихонова.
Великий тренер воплощал цельность смысла. Смыслом для него была победа Родины. Безо всякого пафоса, без претензий на хоть какую-то звездность, без требований чего-то за пределами хоккея. Он полностью закладывался на дело. Внешне - скромно. Со внутренним кипением. Родина для него была не тем, откуда взять, а тем, куда дать свою энергию, любовь, результат.
Теперь сам Тихонов для его последователей - Родина, по крайней мере, важная ее часть. Он, словно богатырь, набирался сил от родной земли. И иной подзарядки для себя не мыслил. Попытку канадцев перекупить себя вспоминал так: "Были предложения с очень высокой зарплатой. Из Японии мы летели вместе со сборной Канады, руководство подсело в самолете: "Виктор, проставь сам себе сумму". Зачем? Я - русский человек. У меня отец погиб здесь, мама меня воспитала. Мне все дала эта страна, куда я поеду кого-то учить?!".
Теперь Виктор Васильевич Тихонов переселился в нашу память, став частью нас, каждого сделал сильнее.