18 мая 2014, 22:00 18 мая 2014, 23:00 19 мая 2014, 00:00 19 мая 2014, 01:00 19 мая 2014, 02:00 19 мая 2014, 03:00 19 мая 2014, 04:00 19 мая 2014, 05:00 19 мая 2014, 06:00 19 мая 2014, 07:00 19 мая 2014, 08:00

Венгры Закарпатья сверяют время по Будапешту

  • Картинка
Автор: Дмитрий Киселёв

Если в стране анархия, а государство деградирует, то страна превращается в некую рыхлость, территорию, которая неизбежно начинает дробиться. Сегодняшняя Украина подтверждает этот закон еще раз. Временная власть в Киеве распаду страны не препятствует. Словно в состоянии аффекта, не чувствуя боли, она убивает собственных граждан и тем самым буквально выталкивает из страны целые регионы и даже народы. На юго-востоке это - русские, на западе Украины - венгры, обитающие в Закарпатье.

Еще в марте 40 венгерских организаций Закарпатья потребовали от временных властей в Киеве безопасности для себя. "На протяжении последнего времени на Украине, в том числе и в Закарпатье, все чаще появляются вооруженные радикалы, которые у нас и наших детей вызывают страх и ощущение опасности", - говорится в их обращении к украинским властям.

Не надеясь на Киев, сама Венгрия решила взять украинских венгров под защиту. Разгорелся скандал, а венгерский посол в Киеве был вызван в МИД Украины, где ему сделали представление. Поводом же стала тронная речь, с которой выступил сразу после своего переизбрания премьер Венгрии Виктор Орбан.

Наплевав на Евросоюз, отказавшись от так называемой согласованной внешней политики ЕС, Орбан твердо заявил, что венгерская община в Закарпатье должна иметь право на автономию и самоуправление, а еще и двойное гражданство. Да, это противоречит украинским законам, но Орбана не смущает.

Венгрия ведь сейчас переживает своего рода национальный ренессанс, ведет себя твердо как с Евросоюзом, так и с Украиной. До сих пор Будапешт выделял украинским венграм материальную помощь и раздавал в Закарпатье венгерские паспорта. Заявление Орбана перевело претензии венгров на качественно новый уровень. Причем можно не сомневаться -шага назад не будет, а продолжение сюжета не заставит себя ждать.

Глядя в будущее, важно осознавать и предысторию. Именно венгры были основой Австро-Венгерской империи, части которой остались теперь на Западной Украине. Венгры считают исторической несправедливостью потерю двух третей своей территории в Первой мировой войне.

Венгры - народ крепкий. Угро-финский характер отличают последовательность, целеустремленность и исключительное мужество. Еще будучи в советском блоке, Венгрия всегда стремилась к самостоятельной позиции. В 1956-м пролилась и кровь. Сегодня, находясь на подъеме, венгры превращаются в народ без болевого порога. Евросоюзу пока этому противопоставить нечего.

Автор: Ксения Кибкало

Чем громче,тем лучше - отмечать свадьбу в Закарпатье принято в национальных традициях. Невесту, как и положено, бесплатно не отдают. Ходовая валюта - доллары, гривны и венгерские форинты. Торговаться с родными доверено тамаде. Насколько он опытный, видно невооруженным глазом - количество лент на вырезанном вручную деревянном импровизированном посохе соответствует числу проведенных свадеб. Эта - шестнадцатая.

После выкупа - под музыку пешком через все село. Свадебный репертуар, по-местному "кокош", исполняют на двух инструментах - скрипке и аккордеоне. Главная изюминка любого праздника в Закарпатье - традиционная кухня. В меню - бограч, шинка, обжаренное мясо, лечо.

Но когда в Киеве уже "кушать подано", здесь обед только готовят. Кроме своей культуры есть свой часовой пояс. Стрелки часов сверяют по другой столице - Будапешту.

В паре километров от села - районный и культурный центр закарпатских венгров Берегово. Население - 26 тысяч человек. Три раза в неделю Юлия, почтальон, разносит свежую прессу.

На административных зданиях - разноцветие. Уличные вывески - на двух языках. Одни покупают лекарства в "аптеке", другие - в "патыко". И торгуют - кто клубникой, а кто исключительно "самоуцой".

Увековечить одну из самых почитаемых здесь профессий - трубочиста - решили сравнительно недавно. Моделью послужил известный местный мастер Бертолон Товт. По народному преданию, одно только прикосновение к пуговице трубочиста уже сулит счастье. А если повезет встретить его на улице, говорят, нужно обязательно загадать желание. И такое желание вот уже несколько месяцев здесь одно на всех.

Иболя Лукач родилась и выросла в Мужиево. Украинский понимает, но говорит на родном и русском языках. "То, что сейчас происходит, нехорошо. Не могу спать. Мы согласны жить, как угодно, лишь бы не было войны", - отметила Иболя.

В километре - вотчина местных виноделов. Андраш Варга - потомственный мастер. Хороший напиток отличает по запаху и густоте. "Виноделие и виноградарство - это как искусство", - говорит он.

В этом году, правда, дегустировать традиционное "Неро" или белое мускатное некому - "винный" турбизнес пошатнула смена власти в Киеве.

Очередь из тех, кто опасается перемен, растет и у венгерского консульства. Здесь люди стоят за визой, но чаще за гражданством и новым паспортом. Всего, по данным последней переписи населения, в Закарпатье живут свыше 150 тысяч этнических венгров, плюс украинцы, румыны, цыгане и русины, борьба за автономию которых, кстати, началась еще в 90-х годах.

"Для себя русины определили безальтернативность решения или реализации итогов закарпатского областного референдума 1991 года. Альтернатива может быть только в том, будет решено все мирно или силой. Если к этому вопросу подключатся венгры, это однозначно будет решено мирным способом", - отметил Петро Гецко, координатор сетевого русинского движения, премьер-министр Республики Подкарпатская Русь.

И они уже подключились. К действующей киевской власти обратилось 40 венгерских организаций Закарпатья. Пока главные требования - защита и равноправие.

Пришло известие, что в Закарпатье съемочную группу Ксении Кибкало погрузили в "воронки" и отвезли на многочасовой допрос с пристрастием. Операцию проводили совместно МВД и СБУ. Для начала развели по разным комнатам, выпытывали неизвестно что, а потом предлагали подписать решение о выдворении из страны, где корреспондентов обвиняли в дестабилизации Украины, разжигании межнациональной розни, содействии сепаратизму и передачи ложной информации в условиях боевых действий. "Из всего прочитанного - правда лишь моя фамилия и имя", - заявила Ксения Кипкало дознавателям и отказалась подписывать бумагу.

Пока допрашивали, в оставленную квартиру проникли другие спецслужбисты и забрали себе часть вещей корреспондентов - телефон, камеру, ноутбук и флэшки. Говорили, что искали наркотики и оружие. Что-то из оборудования позже вернули, но не все.

Съемочная группа Ксении Кибкало возвращается через Киев в Москву. Работа журналистов на Украине связана с большими рисками и уж точно не свободна.

Между тем гендиректор телеканала LifeNews Ашот Габрелянов обратился в российский МИД с просьбой помочь освободить захваченных под Краматорском журналистов Олега Сидякина и Марата Сайченко. Связи с ними нет.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация