Большой театр закрывает сезон премьерой оперы "Беатриче и Бенедикт" Берлиоза
Большой театр закрывает сезон премьерой оперы "Беатриче и Бенедикт" Гектора Берлиоза. Спектакль поставили к 220-летию со дня рождения композитора. В основу либретто легла комедия Шекспира "Много шума из ничего". Подробности у Елены Ворошиловой.
С высоты сцена Большого напоминает поле для гольфа. Это Мессина – город Беатриче и Бенедикта. На Сицилии он известен своими садами. Художник спектакля Семен Пастух всё затянул искусственной хвоей, расставил конусные деревья в стиле французских парков.
Берлиоз, одержимый пьесой Шекспира "Много шума из ничего", тридцать лет жил с мыслью написать оперу. И написал, незадолго до смерти. После премьеры в немецком Баден-Бадене "Беатриче и Бенедикт" редко появлялись на европейских сценах. У дирижера Жюльена Салемкура есть версия – почему.
"Музыка Берлиоза – это музыка аутсайдера. Аутсайдеры – мои герои, они меня интересует больше всего. Эта музыка нетрадиционна, необычна. Она близка к современной. И ещё там вместо речитативов – диалоги, а это значительно усложняет жизнь оперным певцам", – отметил дирижер-постановщик Жюльен Салемкур.
В Большом трансформировали место и время. Действие перенесли в ХХ век: сделали сицилийский госпиталь, где проходят реабилитацию солдаты после Первой мировой войны. На такое режиссёра Александра Петрова вдохновил роман "Прощай, оружие" Хэмингуэя, который в итоге повлиял и на концепцию, и на эстетику спектакля. Эта книга и в походном рюкзаке главного героя.
"Нам показалось, что это хороший ход для того, чтобы оправдать всё – Шекспира, Италию, Сицилию, Хэмингуэя, замечательный роман "Прощай, оружие", – пояснил режиссер-постановщик, народный артист России Александр Петров.
Эта девушка с задумчивым взглядом – Екатерина Воронцова, та самая Беатриче с несносным характером, тайно влюблённая в Бенедикта, но в этом она не признается даже себе. В спектакле она ещё медсестра в госпитале, где залечивает свои раны Бенедикт.
"Такие колючки-девушки присутствуют, я думаю, в каждой эпохе, в каждом времени. Здесь это только помогает подчеркнуть остроту её характера", – рассказала солистка оперной труппы Большого театра Екатерина Воронцова.
Бенедикт Бехзода Давронова не уступает Беатриче. Он хоть и офицер, но мнительный, как мальчишка. Кажется, у пары нет шансов быть вместе, если бы не друзья, которые интригой привели упрямцев к алтарю.
"Когда мой герой из-под кровати вылезает и говорит: "Боже мой, она меня любит, это действительно так". Мы понимаем, что он полный идиот, что никто его не любит, но вера в то, что его любят так сильна, что ради этого стоит делать спектакль, по-моему", – добавил режиссер-постановщик, народный артист России Александр Петров.
Опера, похожая на оперетту, с диалогами, интригами и счастливым концом. "Беатриче и Бенедикт" для тех, кто любит пёстрый, лёгкий жанр.