В Новоспасском монастыре освящен колокол в честь 400-летия дома Романовых
27 сентября в Белгороде открыт первый в России памятник Александру Исаевичу Солженицыну. Он установлен на аллее Нобелевских лауреатов рядом с монументами Ивану Бунину и Михаилу Шолохову. По словам автора скульптуры Анатолия Шишкова, он изобразил писателя, сидящим на табуретке и в лагерных ботинках, указывая тем самым на нелегкую жизнь, прожитую писателем.
А 29 сентября в Новоспасском монастыре в Москве Патриарх Кирилл освятил колокол. Его специально отлили по технологии Андрея Рублева в Ярославле к 400-летию династии Романовых.
Автор: Зинаида Курбатова
Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе обители возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, перечисляя имена всех представителей династии Романовых. До этого Святейший освящает тысячепудовый колокол во дворе монастыря. Интересно, что его голоса до этого не слышали даже мастера-литейщики.
Торжественный молебен в Тутаеве Ярославской области. Деньги на возрождение колокола-благовестника собирали всем миром. Отливают его по старинным технологиям, под землей. Торжественный момент - сплав золотого цвета льется в форму.
400-летие дома Романовых отмечают в стране весь этот год. Это сотни изданий и научных конференций, десятки выставок. Самая большая открылась в музеях Московского Кремля. Она посвящена церемониям венчания на царство и коронациям со времени Ивана Грозного и до Николая Второго.
Русь очень многое взяла из Византии: роскошь, золото, драгоценные камни, регалии и церемонии, царский титул - его тоже заимствовали у византийских кесарей.
В центре - знаменитая шапка Мономаха. Согласно легенде, ее в XI веке прислал киевскому князю Владимиру из Константинополя его дед, император из династии Мономахов.
Москва приняла эстафету у Второго Рима - Константинополя - и сама стала Третьим Римом. Петр провозгласил себя императором, церемонии стали другими, ориентированными на европейский этикет, ушли в прошлое оплечья (бармы), императоры надели горностаевые мантии и короны, шапка Мономаха отправилась в кремлевскую сокровищницу, но денег на коронации тратить меньше не стали.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь стал центром торжеств, посвященных 400-летию дома Романовых не случайно. Его постоянными жертвователями были бояре Романовы, и здесь же они устроили свою усыпальницу, над которой высится Спасо-Преображенский собор. Здесь - 70 представителей рода, саркофаги из мрамора новые - исторические погибли в богоборческие времена.
Экскурсантам показывают прежде всего могилу Романа Юрьевича Захарьина - с него род начался. Его дочь Анастасия стала женой Иоанна Грозного. Синяя лампадка горит на могиле старицы инокини Марфы. В миру она была Ксенией Иоанновной, матерью Михаила Романова, с восшествием которого на престол закончилось Смутное время. Благословила она своего малолетнего сына иконой Божьей Матери Федоровской. Здесь же, в усыпальнице, и ее список.
Жизнь старицы была полна мучений. Годунов насильно постриг ее в монахини. Она ничего не знала о своей семье много лет. И то, что она согласилась в 1613 году на венчание на царство 16-летнего Михаила, равносильно подвигу.
Здесь же покоятся с недавнего времени и останки великого князя Сергея Александровича, убитого террористами в 1905 году. А полтора года назад в усыпальнице открылся небольшой музей, посвященный венценосным Романовым. Здесь есть уникальные экспонаты, личные вещи убитого великого князя. Особенное впечатление производят остатки Георгиевского креста IV степени, который был на нем в момент его гибели.
К торжествам приурочили и освящение памятника, который установлен во дворе Новоспасского монастыря. В бронзе отлиты две фигуры. Они стоят рядом - царь Михаил Романов и последний император - убитый большевиками Николай Второй. Оба представителя династии держат икону Федоровской Богоматери.
В ноябре благовестник поднимут на звонницу Новоспасской обители, а пока во дворе можно любоваться этим произведением искусства. В отличие от подарка Петра, здесь орнаменты и портреты Николая Второго и его семьи - это иконографические изображения. Именно так венценосная семья, причисленная к лику святых, изображается на иконах.