22 июля 2023, 18:31 22 июля 2023, 19:31 22 июля 2023, 20:31 22 июля 2023, 21:31 22 июля 2023, 22:31 22 июля 2023, 23:31 23 июля 2023, 00:31 23 июля 2023, 01:31 23 июля 2023, 02:31 23 июля 2023, 03:31 23 июля 2023, 04:31

В Петербурге представили выставку "Африка в русском искусстве"

  • Картинка
  • В Петербурге представили выставку "Африка в русском искусстве"
  • Картинка
    В Петербурге представили выставку "Африка в русском искусстве"
  • В Петербурге представили выставку "Африка в русском искусстве"
Африка будоражила умы художников не только в XIX, но и в XX веке.

Русский музей представляет выставку картин, рисунков и акварелей, созданных художниками во время путешествий по Египту, Марокко, Алжиру и Тунису. Экспозиция "Африка в русском искусстве" – часть программы форума "Россия – Африка", который пройдет в Петербурге на следующей неделе.

В начале XIX века вся Европа болеет египтоманией. Коллекционеры охотятся за мумиями, саркофагами, керамикой и папирусами. Французские, а потом и английские художники рисуют всё, что они видят в Каире. Так для себя Египет и страны Магриба открывают и русские живописцы. Но одно дело смотреть на пленяющую красоту в журналах, а другое – самому разгадать тайны Востока. Как это сделали братья Чернецовы – первые русские художники, увидевшие Африку. "Почему так много Египта? Возможность прикоснуться к невероятно древней цивилизации. Я уже упоминала о дневнике братьев Чернецовых. Они с восторгом описывали, как забирались на пирамиду Хеопса. И вот этот подъем фиксируют многие путешественники. Рисковали, боялись, было трудно, но не могли отказать себе в удовольствии подняться, и открывался прекрасный вид", – рассказала заведующая сектором рисунка XVIII — начала XX веков Русского музея Наталья Соломатина.

Чернецовы путешествовали по Египту полтора месяца, оставив удивительные по своей красоте акварели. Буквально кинематографическое внимание к деталям – этим отличаются работы князя Григория Гагарина. На его рисунках тоже есть древние памятники, но основное – повседневная жизнь арабов. "Начиная с 30-х годов XIX века всех интересовал быт, жизнь, реальность. Чего они еще не могли себе позволить по отношению к изображению русской жизни. Неожиданные работы для русского искусства, они совершенно по-другому заставляют нас посмотреть и на русское искусство, и на этих художников", – отметила заместитель генерального директора по научной работе Государственного Русского музея Евгения Петрова.

Другая религия, яркие цвета одежды и зданий, пряный запах торговых улочек – в этой стране отличался даже воздух. Николай и Константин Маковские вспоминали, что в Африке забыли серый цвет красок русских городов. Они были настолько покорены Востоком, что если всмотреться в их картины, можно услышать шум базара.

Африка будоражила умы художников не только в XIX, но и в XX веке. Так, Зинаида Серебрякова, когда впервые попала в Марокко, была настолько поражена красками, что не могла работать две недели. Лев Бакст, Кузьма Петров-Водкин, Гуго Бакмансон и даже создательница монумента "Мать-Родина" на Пискаревском кладбище Вера Исаева – у каждого из них был африканский период в творчестве. "То, что у русских этот интерес был всегда, он родился не сегодня, когда это стало трендом внешней политики, подчеркивает эта выставка. Она заставит нас или побудит совершенно по-другому посмотреть на историю наших отношений с Африкой", – подчеркнула генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Новая выставка в корпусе Бенуа – часть культурной программы форума "Россия – Африка". Он откроется в Петербурге 27 июля.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация