Выставка в Берлине посвящена влиянию испанских мастеров XV-XVIII веков на творчество Пикассо
Диалог художников сквозь столетия. О том, как испанские мастера XV-XVIII веков повлияли на творчество Пабло Пикассо, рассказывает выставка в берлинском музее Боде.
Два шедевра с разницей в два с половиной столетия. Это – темный, барочный "Портрет дона Хуана Хосе Австрийского" художника XVII века Хуана Карреньо де Миранды. А это – сюрреалистический "Моряк" 1938 года работы Пабло Пикассо. Кураторы выставки решили доказать, что корни творчества авангардиста – в классическом испанском искусстве. "Этот диалог с историей искусства всегда был очень и очень важен для Пикассо. Особенно с испанским искусством, конечно. Пикассо родился в Испании и очень рано познакомился с разными формами испанского искусства", – отметил куратор выставки Габриэль Монтуа.
Пабло Пикассо говорил: "Живопись еще нужно изобрести" – и переламывал классический рисунок ради модернистских форм. Но создатели выставки предлагают посетителям допустить, что Пикассо не только ломал традицию, но и продолжал ее. "Конечно, это не совсем буквально. Мы не говорим, что работы, которые здесь находятся в диалоге с полотнами Пикассо, точно были источниками его вдохновения. Но таких произведений искусства он повидал немало в своей жизни", – пояснил Габриэль Монтуа.
К каждой картине кубиста кураторы нашли пару – работу испанского предшественника. Слезы оплакивающей Христа девы Марии сочетаются с улыбкой с работы Пикассо1937 года "Портрет Нюш". "В этом, собственно, и весь секрет Пикассо: ему всегда удается переделать знакомое таким образом, что оно снова выглядит новым. Он делал это всю свою жизнь. Когда он стал старше, он снова и снова возвращался к самому себе", – рассказал Габриэль Монтуа.
Эта выставка – начало серии экспозиций "Испанские диалоги", которая продлится в Германии до января будущего года. В других экспозициях кураторы тоже намерены ломать привычные иерархии и проводить неявные параллели.