Фотоаппарат Антонио Донателло передали иркутскому музею потомки Иркутского киномагната
"Знаете, у нас принято все скрывать про Донателло в Иркутске. Есть такая старинная традиция."
Ирония в голосе режиссера Марии Кельчевской — следствие долгой работы над биографией первого иркутского кинодокументалиста Антонио Микеле Донателло. Сибирский итальянец сделал кино доступным для горожан. А вот подробности жизни и даже его изображения пришлось собирать по крупицам. Автор документального фильма о Донателло занимается этим с 2017 года.
"Сначала я общалась с краеведом Эльвирой Каменщиковой. Потом мне передали ее архив. Потом я познакомилась с потомками российскими. В прошлом году мы ездили на съемки к ним в Кемерово", — говорит режиссер документального кино Мария Кельчевская.
Антонио Микеле Донателло родился в итальянской провинции Фрозиноне. Как оказался в России и в частности в Сибири — режиссер Мария Кельчевская до сих пор не может выяснить. Зато точно известно, что он стал первым в Иркутске кинооператором. Принадлежала ему и первая частная иркутская киностудия "Дон-Отелло". И в начале двадцатого века под его началом выпустили десятки картин. 17-летний праправнук Николай Жуков тоже взялся за исследование, изучил родословную и отметил основные жизненные вехи своих предков.
"Мы здесь все собрались. История продолжает жить. Мне кажется, это самая лучшая дань данному человеку. Уже сходили в краеведческий музей, в художественный музей, по городу погуляли. Иркутск — красивый город. Очень красивый. Я бы, мне кажется, жить остался", — говорит праправнук Антонио Донателло Николай Жуков.
Но пока тщательно выясняет, почему прапрадед жить остался в Китае после установления советской власти. В архивах молодой человек нашёл, как выглядел первый иркутский кинотеатр в день открытия.
"Этот кинотеатр на пересечении улиц Карла Маркса и Грязнова появился здесь в 1907 году. Его открыл сам Антонио Донателло — владелец кинотеатра. И назвали его "Электро-иллюзион". Привычное же для современных людей название появилось только в нулевые, когда здание попало в частные руки", — говорит корреспондент Евгения Рудакова.
Иркутский "Электро-иллюзион" стал первым в сети кинотеатров Антонио Микеле до самого Харбина. До революции там показывали преимущественно документальные фильмы. Традиция эта сохранялась даже после его отъезда из России. В советские годы объект перешел в государственную собственность и вообще стал называться "Хроника".
"Это альбом, который мы привезли из Китая. Это фотоархив. То есть когда родились дети, дедушка приобрел или ему подарили камеру. Пока это непонятно, надо еще изучать. Он не любил фотографию. То есть он не занимался фотографией сам по себе. Но этот аппарат у него появился. И, скорее всего, он появился в середине 30-х годов, когда родилась первая дочь", — говорит правнук Антонио Донателло Алексей Жуков.
Альбом хранит семейные фото, сделанные в 30-е и 40-е годы уже в Китае. Вместе с ещё одним новым экспонатом — личным фотоаппаратом — фотоальбом займёт свое место в краеведческом музее.
"Нам нужно будет с вами связаться, чтобы мы могли все это идентифицировать, атрибутировать. Потому что, как вы понимаете, если это сейчас переходит в музей, то это не будет лежать мертвым грузом."
"Ну, хотелось бы, да, чтобы какая-то была экспозиция."