Мариинский театр выпустил премьеру – "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера
Мариинский театр выпустил премьеру – "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера. Опера полна оптимизма, творческой энергии и радости. Неслучайно ее музыку называют здоровой и "до-мажорной". Чем пленяет слушателя это сочинение, – Екатерина Грициенко.
Мейстерзингеры в дословном переводе – "мастера пения". В литературно-музыкальные сообщества объединялись немецкие ремесленники: башмачники, пекари, портные. Участие в клубе не приносило доходов, наоборот, платили членские взносы, но и попасть туда было непросто, особенно нарушителям консервативных норм. Примерить новое в искусстве и незыблемые традиции в вагнеровской опере смог мудрый поэт-башмачник Ганс Сакс.
"Академическое искусство периодически требует какого-то свежего нового вливания, свежей крови, свежей мысли, молодости, "незамыленности". На самом деле, опера – также одна из основных тем этой оперы", – отметил солист оперной труппы Мариинского театра Михаил Петренко.
Рихарда Вагнера называют одним из самых начитанных композиторов XIX века. Он скрупулезно штудировал источники и сам сочинял либретто своих опер, а еще воплощал себя в образах персонажей: немолодой вдовец Ганс Сакс – альтер эго великого мастера.
Опера-праздник, настоящий гимн живой силе искусства – эта идея отражена и в сценографии. Декорации выполнены в лучшем смысле старомодным, живописно-иллюзорным, способом: нарисованы вручную, а не напечатаны на принтере.
"Тут вопрос прежде всего связан с пространством, которое меняется. Оно становится от среднего к большому, от большого к камерному, от камерного к очень большому. И просто надо дождаться финала, чтобы вот это очень большое увидеть, узреть", – рассказал режиссер-постановщик Константин Балакин.
Удержать зрителя от действия к действию способны и виртуозный узор декораций, и красота музыки. Исполнение "Мейстерзингеров" длится 4,5 часа без учета антрактов, при этом изначально Вагнер задумывал одноактную комедию на 30 минут. Работу над произведением композитор надолго отложил и закончил только 22 года спустя. Тогда гигантомания Вагнера всё же одержала верх. "Большая вещь не только по продолжительности, но и по значению", – писал Римский-Корсаков. Зрители "Нюрнбергских мейстерзингеров" готовы к грандиозным масштабам.
Ждать финала оперы стоит и ради того, чтобы убедиться – все будет хорошо. Оказалось, секрет гармонии и счастья прост.
"Если люди трудятся, как гласит эта опера, каждый человек старается стать мастером в своём деле, то все заканчивается хорошо", – отметил солист оперной труппы Мариинского театра Михаил Векуа.