23 сентября 2012, 19:00 23 сентября 2012, 20:00 23 сентября 2012, 21:00 23 сентября 2012, 22:00 23 сентября 2012, 23:00 24 сентября 2012, 00:00 24 сентября 2012, 01:00 24 сентября 2012, 02:00 24 сентября 2012, 03:00 24 сентября 2012, 04:00 24 сентября 2012, 05:00
  • Сергей Мингажев

Битва за острова

Азиатские гиганты Китай и Япония ведут ожесточенный спор за крошечные клочки суши в Тихом океане. Острова и называются, и воспринимаются странами по-разному.

От японского порта Исигаки до островов Сенкаку - около 170 километров. На такой шхуне путь занимает от шести до восьми часов. Капитан рыболовного судна говорит, что лучше туда отправляться ранним утром, чтобы вернуться до вечера, так как с наступлением темноты возникает опасность натолкнуться на китайское разведывательное судно. Примерно в пяти милях от цели появляется первый корабль японской береговой охраны.

"Они просто проверяют нас на случай несанкционированного промысла. Сейчас должны отстать", - объясняет капитан рыболовного судна Масааки Нисидзато.

Однако вскоре к кораблю присоединяется патрульный катер. По громкой связи дается приказ держаться от островов на расстоянии не менее двух миль, заглушить двигатель и остановиться для досмотра.

Сенкаку - пять островов и три скалы посреди Восточно-Китайского моря. В 400 километрах к западу отсюда - китайский берег, в 400 километрах к востоку - японская Окинава. За моей спиной - самый большой остров спорной гряды Уоцуридзима. Именно на него в основном пытаются высадиться активисты обеих сторон, чтобы установить там флаг своей страны. Береговая охрана Японии на эти попытки реагирует одинаково: активистов арестовывает, а флаги убирает независимо от того, японские они или китайские.

Со сторожевого катера пограничники спускают лодку и поднимаются на борт. После проверки документов траулеру приказано отправляться обратно в порт. Аннексировав эти острова у Китая вместе с Тайванем в конце XIX века и сохранив над ними контроль после Второй Мировой войны, Япония называет Сенкаку своими исконными территориями. Однако ни один японец не имеет права высадиться на них.

"В последние дни береговая охрана резко ужесточила контроль в том районе. Хотя именно там рыбы больше всего. С одной стороны, хорошо, что они защищают нас от проникновения китайских судов, но зачем же нам мешать?" √ рассуждает капитан рыболовного судна Масааки Нисидзато.

Депутат городского собрания Хитоси Накама - один самых популярных местных политиков. Он 16 раз высаживался на Сенкаку. Накама демонстрирует книгу с фотографиями, сделанными на спорных островах во время этих вылазок.

"Японское правительство просто отложило решение вопроса Сенкаку в долгий ящик, а нужно забрать эти острова, построить там порт, инфраструктуру. Только так можно укрепить японский суверенитет", - считает депутат городского собрания Сенкаку Хитоси Накама.

Однако к таким мерам Япония пока явно не готова. Китай остается главным торгово-экономическим партнером Японии, а взрыв антияпонских настроений в китайских городах уже нанес ощутимый удар по интересам японских компаний. В конфликте вокруг островов Токио дает задний ход, не желая идти на дальнейшее обострение напряженности. Это значит, что развязка территориального спора между Японией и Китаем вновь откладывается на неопределенное время.

Акции, официально именуемые "иррациональным патриотизмом", а попросту говоря, погромы, охватили Китай за считанные часы. Сразу в нескольких городах толпа националистов крушит рестораны японской кухни. Владельцы японских автомобилей на всякий случай пересаживаются на общественный транспорт. Кульминация наступает 18 сентября. Годовщину так называемого манчжурского инцидента, положившего начало японской оккупации Китая, радикалы отмечают новыми акциями. Японцам припоминают уже не только острова, но и все преступления Второй Мировой.

"Сегодня Китай - эта не та страна, которую можно безнаказанно унижать. Наше правительство и народ не позволят захватчикам нарушать границы Китая", - говорит официальный представитель МИД Китая Хун Лэй.

Шумные акции националистов бьют по обычному обывателю. Настоящих японцев в Поднебесной мало, и агрессивным патриотам противостоит "условный японец", на месте которого может оказаться сосед, случайный прохожий или даже сам патриот. Так весь Китай облетела история про жителя Шанхая, который в порыве праведного гнева сжёг собственную машину. Но автомобили японских марок уже давно производят в самом Китае, как и многие другие товары.

На фоне борьбы за суверенитет меркнут все прочие новости. Вот, например, демонстрация в городе Чэнду. Здесь же идёт скандальный процесс над Ван Лицзюнем - высокопоставленным чиновником, которого обвиняют в государственной измене. В разгар антияпонской кампании про него никто не вспоминает. Зато всё чаще среди плакатов мелькают портреты председателя Мао - мол, он бы не допустил! Знакомый образ Великого Кормчего в последние годы видишь только на дензнаках. Его появление в толпе демонстрантов выглядит чуть ли не фрондой. И когда в воздухе запахло левизной и культурной революцией, сверху неожиданно дают "отбой".

Впереди очередная годовщина основания КНР и 18-й съезд компартии. В Пекине вряд ли захотят, чтобы эти даты были омрачены массовыми беспорядками. Перед посольством Японии снова затишье. Но долго ли оно продлится? Теперь, после случившегося, в этом не уверен никто.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация