6 августа 2023, 19:30 6 августа 2023, 20:30 6 августа 2023, 21:30 6 августа 2023, 22:30 6 августа 2023, 23:30 7 августа 2023, 00:30 7 августа 2023, 01:30 7 августа 2023, 02:30 7 августа 2023, 03:30 7 августа 2023, 04:30 7 августа 2023, 05:30

В Музее Виктории и Альберта выставили работы Томаса Джея Прайса

  • Картинка
  • В Музее Виктории и Альберта выставили работы Томаса Джея Прайса
  • Картинка
    В Музее Виктории и Альберта выставили работы художника Томаса Джея Прайса
  • В Музее Виктории и Альберта выставили работы Томаса Джея Прайса
Скульптуры Прайса изображают людей простых и незаметных, правда, исключительно чернокожих. Своими произведениями скульптор хочет восстановить в искусстве равновесие.

В Музее Виктории и Альберта, по соседству с классическими беломраморными скульптурами, выставили работы британского художника Томаса Джея Прайса. В своем творчестве он бросает вызов традиционному искусству, которое воспевает выдающихся представителей человечества. Скульптуры Прайса изображают людей простых и незаметных, правда, исключительно чернокожих. Яна Музыка – подробнее.

Вам больше не нужно быть античной богиней или богатым аристократом, чтобы вас увековечили в камне или бронзе. В Музее Виктории и Альберта рядом с классическими шедеврами выставлены скульптуры современного художника Томаса Прайса, воспевающие обычных людей.

Томас Джей Прайс, скульптор: "В художественной школе учат на великих образцах, что считать проявлениям красоты и мощи, объясняют на примере шедевров. Но когда я смотрел на эталонные изображения – не видел никого похожего на меня".

Так что теперь своими произведениями Прайс хочет восстановить в искусстве равновесие. Британский скульптор почти по Гоголю прославляет "маленького человека". Правда, все эти "обычные", "повседневные" люди – чернокожие. То есть возникает избирательность по этническому принципу. Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков это явление предлагает обозначить новым термином.

"Я это как-то для себя назвал, я не настаиваю на этом термине, позитивный расизм. Если раньше расизм ассоциировался с чем-то очень негативным: негативным отношением к определенным группам людей. А позитивный, но расизм – он вроде как пытается исправить ошибку. Это всё равно что сказать "африканцы очень пластичны", "у африканцев врожденное чувство ритма". Это расизм. Хотя мы говорим комплимент", – пояснил главный специалист по современному искусству отдела руководства Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

Так называемый антропологический подход. Когда интересен не сам человек, а лишь его формальная принадлежность к определенной этнической группе. Культурная компенсация за былое угнетение и исключение зачастую приводит из одной крайности в другую. Эксперты в сфере политики и социологии уточняют: за перегибами в искусстве всегда стоит дисбаланс в обществе.

"Есть некая асимметрия, есть присутствие людей, реальное в общественной жизни. И есть их отсутствие в системе репрезентации, той, которая называется высокая культура", – рассказал директор Научно-исследовательского центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС Владимир Малахов.

Томас Прайс, по его собственному заявлению, создает альтернативный нарратив. Его искусство вдохновлено евро-африканским сообществом. В Нидерландах работы Прайса теперь изучают в школе – на их примере рассказывают о рабстве и колонизации. А в Лондоне, чтобы увидеть скульптуры художника даже не обязательно заходить внутрь музея. Искусство само идет навстречу зрителю.

"Это захватывающе – видеть 12-футовый бронзовый образ современного человека, в котором нет чрезмерной силы и энергии превосходства. Это не правитель-завоеватель. Тут спокойная уверенность, достоинство и понимание собственной ценности. И несмотря на размер – никакого стремления доминировать", – поделился скульптор Томас Джей Прайс.

Куратор выставки уточняет: глубинный смысл работ Прайса раскрывается именно в сопоставлении с традиционными произведениями. Музею важно показать, как сознание XXI века соотносится с образом мыслей в XVII, XVIII и XIX веках.

"Работа Прайса не в том, чтобы превозносить отдельных людей, не в портретной точности. Речь идет об обычном человеке. Обо всех нас. Эти скульптуры дают вам возможность почувствовать себя ценным и уважаемым, услышанным и увиденным", – подчеркнула куратор выставки Мелани Ванденбрук.

Томас Прайс отрицает саму идею портрета. Ни одна из работ не основана на образе конкретного человека. Это вымышленные персонажи – художник комбинирует лица и тела, сначала создает цифровую модель, а потом воплощает её в материале. По мысли автора, используя черты разных людей, он помогает зрителям признать ценность друг друга. Окажись работы Прайса рядом с социалистическими скульптурами, смотрелись бы органично. Подход тот же.

"В репертуаре советского искусства было очень много абстрактных рабочих. Абстрактных колхозников, ученых. Герои этих скульптур абстрактны. То есть у них нет истории. И если истории нет – значит это не конкретный человек. Ты любишь вот этого некоего "чёрного" – но какой он? Кто это именно?", – объяснил главный специалист по современному искусству отдела руководства Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

Эксперты отмечают, в западном мире еще в 60-х возникла идея продвигать искусство подавляемых и маргинальных групп. И за полвека это только усилилось. Теперь музеи и галереи пересматривают свои коллекции, чтобы включить больше работ женщин- художниц и произведений цветных авторов.

В 2020 году Американская киноакадемия ввела стандарты для фильмов, претендующих на премию "Оскар". Регламентированы тематика и количество женщин, представителей меньшинств и инвалидов среди героев картины. Кто знает, могут ли появиться подобные квоты для европейских музейных коллекций? Только представьте, как выглядело бы собрание, где в 10 процентах скульптур воплощены чернокожие, еще в 10 – инвалиды. И обязательно парочка однополых любовников.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация