Иностранка, обольстительница, икона: из МХТ навсегда ушла Мирошниченко
Для многих Ирина Мирошниченко останется в памяти как одна из самых популярных и востребованных актрис кино – эталон красоты, женственности, пример служения искусству.
На гражданскую панихиду в Московский художественный театр пришло невероятно много людей. Приехали несмотря на жару, отпуска, личные невзгоды. И снова, как на ее звездных спектаклях, был полный зал – самое большое счастье для актрисы.
– Для нее театр был, конечно, миссией, служением. Одновременно она понимала, что театр – это игра, это счастье, это праздник. Она вообще была праздничная женщина, – вспоминает актрису Михаил Швыдкой.
– И это все осталось в наших сердцах, в театре, который был для нее всем: домом, и семьей, и местом для одиночества, и местом для творчества, – добавляет актер Константин Хабенский.
60 лет отдала Ирина Петровна прославленной сцене МХТ. Иной раз играла в месяц в 29 спектаклях. Больше – только Евгений Евстигнеев. Сегодня вспоминали, что гримерная Мирошниченко была как квартира. После спектакля актрису в ней ждала любимая собака. И вообще все было устроено очень по-домашнему.
– Для нее и дом, и семья – это был театр. Это то, о чем мечтали великие прародители этого театра. Она была в полной мере достойна его, – подчеркивает Игорь Золотовицкий.
– С улыбкой провожаю ее. Печаль светла. Она счастливая абсолютно, красивая, умная, порядочная, никогда скандалов никаких. Она, безусловно, королева этого театра с большой буквы, – отмечает актер Евгений Миронов.
Ее называли иностранкой советского кино. Тарковский сравнивал ее лицо с иконописным. В кино ей доставались роли прелестных обольстительниц, а в театре она сыграла лучшие роли в чеховских пьесах. Но на лаврах не почивала: умела и любила учиться, все время что-то придумывала во время съемок.
– Мы сразу подружились на съемочной площадке. И нам было очень комфортно. Она всегда-всегда откликалась на мои просьбы. У меня много благотворительных акций, и никогда она не отказывала, всегда готова была быть на них безвозмездно, – рассказывает Евгений Герасимов.
– Она была абсолютно неотразимая, яркая и первая. Что я ей сказал, когда познакомились: "Ирина Петровна, мы перед вами в долгу, потому что в жизни вы выглядите гораздо лучше, чем на экране", – вспоминает Николай Лебедев.
Универсальная в своем даровании и неотразимая в своей внешности – чего стоили ее красочные наряды и распущенные белые волосы – Ирина Петровна моментально обращала на себя внимание, оставалась примером служения сцене и публике, верности Художественному театру.
– Ее талант был неоспорим. Необыкновенное количество ролей, которое она сыграла в этом театре, на телевидении, радио, на эстраде. Это все было потому, что она была удивительным, ярким талантливым человеком. Человеком неповторимым, – считает певец Лев Лещенко.
Кажется, что только вчера на этой сцене театра в Камергерском переулке был авторский вечер посвященный ее 80-летию. Юбилейную встречу она назвала "Жизнь прекрасна" и провела в кругу своей "театральной семьи", которая сегодня пришла сказать ей спасибо за красивую жизнь, без остатка растворенную в творчестве.
– Я думаю, вы будет в раю. И этот рай будет каким-то театральным. И наверняка вы еще что-то сделаете в какой-то ипостаси. Спасибо большое, что имела возможность быть рядом с вами, – со сцены театра обратилась к ушедшей актрисе Марина Зудина.
Ирина Мирошниченко мужественно сопротивлялась болезни. Она жила надеждой, что в следующем сезоне выйдет на сцену, с которой сегодня простилась навсегда.
Ирину Мирошниченко проводили долгими аплодисментами. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище Москвы. По желанию родственников траурная церемония прошла без телекамер.