Список ЮНЕСКО "Память мира" пополнился новыми коллекциями
Список ЮНЕСКО "Память мира" пополнился новыми коллекциями, которые представляют всемирное документальное наследие. В их числе – рекламные плакаты кубинских фильмов, начиная с 1915 года. Об их художественном значении – Валерия Кудрявцева.
Для кубинцев кино многие годы являлось окном в большой мир, в котором большинство из них никогда не были. И потому у жителей Острова свободы к этому виду искусства – особая любовь. Максимально ярко её отражают уникальные авторские плакаты, создававшиеся для продвижения фильмов. Многие из них хранятся здесь, в Кубинской Синематеке, где их можно содержать в идеальном состоянии. Сара Вега – куратор и хранитель этой коллекции из 3000 плакатов, с гордостью показывает её самые ценные экспонаты.
"Это коллекция, в которой собраны все жанры фильмов из разных уголков мира. Есть афиши лент из Японии, Китая, Египта, Швеции. Какие-то более важные, какие-то – менее. Социалистические, капиталистические и, конечно же, кубинские плакаты", – рассказал куратор и хранитель Кубинской Синематеки Сара Вега.
В 1959 году новые революционные власти создали Кубинский институт кинематографического искусства – одну из первых организаций, основанных новым правительством для содействия производству и распространению кино на острове. Идея создания плакатов к фильмам местными кубинскими художниками заключалась в том, чтобы вернуть пространство, захваченное американским кинорынком. В то время авторы плакатов и представить себе не могли, что станут культурным феноменом. Сегодня их работы так популярны на Кубе, что офисы, частные дома, государственные рестораны и кабинеты врачей начали использовать их для украшения своих стен.
"Когда люди по каким-то причинам убирают из своих домов изображение Пресвятого Сердца Иисуса и ставят постер фильма "Украденные поцелуи", я считаю, что битва выиграна", – признался Сара Вега.
Среди представителей нового поколения – дизайнер Нельсон Понсе, создавший постер к фильму "Вампиры в Гаване!".
"Я считаю, что у этих плакатов есть качества, которые можно адаптировать к средствам массовой информации нового поколения. Изобретательность, графичность и некоторые характеристики, которые можно возродить в современном контексте. Я думаю, что молодежь должна впитывать эту информацию", – поделился дизайнер Нельсон Понсе.
Живописные и абстрактные, модные и комические, всегда напечатанные с помощью шелкографии – коллекция кубинских постеров к фильмам за последние шесть десятилетий теперь – в списке ЮНЕСКО "Память мира". И – продолжает пополняться.