Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы: история и традиции
14 августа отмечается первый из Спасов – Медовый. Но прежде чем мы поговорим об особенностях каждого праздника, выясним, что вообще значит Спас. Есть два объяснения.
С одной стороны, слово "Спас" – сокращенная форма слова Спаситель. Так христиане называют Иисуса Христа, что указывает на связь каждого из этих народных праздников с Церковью.
С другой стороны, слово "Спас" может происходить от слова "запасаться". Это не просто совпадение. Дело в том, что в это время наши предки начинали делать различные заготовки. Ведь в августе обычно поспевают яблоки, созревают орехи и начинается последний сбор меда. По традиции, на все три Спаса люди приходили в церковь, чтобы освятить земные дары и таким образом поблагодарить Бога за урожай.
В старину говорили: "Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают".
Что за вода и почему холсты? Рассказываем про каждый праздник подробнее.
Медовый Спас
Ежегодно отмечается 14 августа и знаменует начало Успенского поста (длится с 14 по 27 августа). В церковном календаре в этот день празднуется Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Традиция зародилась в Константинополе примерно в VIII веке.
Как гласит предание, из-за страшной жары в регионе ежегодно свирепствовала эпидемия. Чтобы остановить распространение инфекции, из императорского дворца вынесли часть Креста, на котором, как считалось, был распят Христос. Святыню носили по городу и молились перед ней. Все желающие могли также приложиться к реликвии в храме Святой Софии, где ее выставляли.
Также в этот день было принято освящать воду в водоемах, чтобы люди могли окунуться и получить исцеление. Потом эту традицию переняли на Руси – освящали колодцы, ходили крестным ходам на реки, купали домашних животных и окунались сами.
По этой причине 14 августа еще называли Спасом на воде. Любопытно, что после 14 августа сезон купания закрывался. Считалось, что потом вода становится слишком холодной и начинает цвести.
Однако большей части россиян этот праздник известен под названием Медовый. Это тоже неспроста. В это время начинался последний сбор меда из ульев. Ранним утром пасечники вырезали первые соты и сразу несли их освящать в церковь. После чего было принято раздавать его: часть священнослужителю, а еще часть – нищим.
В народе говорили: "На Первый Спас и нищий медку попробует!"
Сбор пчелиных даров обычно продолжался до вечера, когда на пасеку приходили дети и молодежь, чтобы получить свою так называемую "ребячью долю".
Традиционно на Медовый Спас хозяйки готовили постную выпечку: пряники или блины с медом. Также к этому времени поспевал мак, который также использовался в кулинарии. Здесь можно прочитать, какие блюда можно приготовить с использованием меда.
Яблочный Спас
Второй из Спасов приходится на 19 августа. В церковном календаре в эту дату празднуется Преображение Господне. Верующие вспоминают библейское событие, когда во время молитвы на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа в его Божественном величии и славе для укрепления их веры перед грядущими событиями (страданиями и крестной смертью Иисуса на Голгофе). Преображение Господне в современном православии является одним из 12 двунадесятых праздников.
Этот день также всем хорошо известен как Яблочный Спас. В народе старались до этого дня не есть яблоки нового урожая. Оказывается, подобный запрет, но только для монахов, существовал на Ближнем Востоке, и касался он не яблок, а винограда
Коротко суть этого правила можно передать так: "сначала – богу, потом – нам". Такое напоминание о том, кого надо сначала благодарить за земные дары. Потом эта же традиция прижилась и на Руси. Только виноград у нас растет не везде, поэтому его заменили на яблоки.
В эту дату было принято ходить в храм и освящать плоды, после чего священнослужитель обычно раздавал их прихожанам. Также по традиции яблоками угощали нищих.
В народе говорили: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".
Хорошей приметой считалось загадать желание, когда на Яблочный Спас угощаешься первым яблоком. Люди верили, что оно должно было непременно исполниться.
А девушки в этот день, ели яблоки и приговаривали: "Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!"
Считалось, что это поможет им встретить жениха.
На стол в этот день обязательно ставили яблоки в любых вариациях: моченые, сырые и печеные. Хозяйки традиционно пекли пироги с яблоками, а также начинали варить варенье.
Напомним, что Преображение Господне или Яблочный Спас приходится на пост. Поэтому есть мясо и молочные продукты постящимся в этот день нельзя. Но зато на стол можно ставить рыбу.
В праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и домашними делами. Были и погодные приметы, связанные с этим днем. Если на Яблочный Спас день ясный, то и осень будет такой.
Ореховый (Хлебный) Спас
Это последний из Спасов. Его еще называют Хлебным. Традиционно отмечается 29 августа. В православном календаре в этот день празднуется день Спаса Нерукотворного. Согласно преданию, во времена земной жизни Христа в Эдессе правил царь Авгар (Абгар). Правитель тяжело болел и хотел получить исцеление. Он отправил к Иисусу художника, чтобы тот нарисовал образ бога, но у живописца ничего не получилось.
Тогда Христос умыл лицо и вытер его полотенцем. Произошло чудо – лик Господа отпечатался на полотне. Материю доставили царю, тот приложил ее и выздоровел, а потом крестился. Согласно преданию, это изображение стало первой в истории иконой.
Долгое время образ хранился в Эдессе. В X веке его перевезли в Константинополь. С того времени зародилась традиция празднования.
На Руси в это время было принято отвозить домотканые полотна на ярмарку. Отсюда и последняя часть поговорки. Напоминаем, если забыли: "На зеленых горах холсты продают". Люди на Ореховый Спас шли в церковь освещать поспевшие орехи и зерно нового урожая, а также молитвой благодарили бога за хлеб насущный. Отсюда, кстати, и название Хлебный.
К этому времени полевые работы заканчивались, а хозяйки пекли хлеб из новой муки. Его вместе с орехами было принято подавать к столу. В народе говорили: "Третий Спас – хлеба припас".
Из последних собранных жнецами колосьев было принято плести венки. В некоторых поселениях люди оборачивали ими серпы или клали под иконы.
Если во время сбора нашим предкам попадался сдвоенный орех, его клали в кошелек, чтобы не было нужды в деньгах. Кстати, первый орех нужно было съесть самому, а второй отдать первому встречному, чтобы отвести от себя беду.
"Коль хорош третий Спас — зимой будет квас", – гласит народная пословица.
Поэтому в этот день было принято собираться за столом большой компанией, чтобы не провести грядущий год в одиночестве.