Арендатор склада со взрывоопасной селитрой пытался сбежать
Эльдар Насрулаев стал официально первым подозреваемым по уголовному делу о взрыве в Махачкале. Ему предъявили обвинение и арестовали пока на два месяца. Арендатор склада, где незаконно хранили тонны взрывоопасной селитры, пытался уйти от ответственности. Его телефон в момент разгорающейся трагедии уже молчал, дома бизнесмена не было. Чтобы он не сбежал из региона, в аэропорты Кавказа были разосланы ориентировки. Прилететь в Москву он смог только в сопровождении следователей.
В Басманный суд для избрания меры пресечения Насрулаева заводят в наручниках и под конвоем. Заседание – закрытое. Журналистам разрешают снять секунды – в зале суда и несколько шагов по коридору. Он выглядит спокойным. На вопросы не отвечает. Молча смотрит перед собой. Публичных извинений и соболезнований не будет.
В Дагестане в это время родственники пропавших без вести задают свои вопросы представителям местной власти. В соцсетях до сих пор появляются сообщения с просьбами найти человека: был на заправке в тот вечер и пропал. Залитая слезами и не оправившаяся от горя Махачкала живет надеждой: те, кто не вернулся и не признаны погибшими, еще могут оказаться живыми.
В который раз обходя пепелище, следователи пытаются выстроить цепочку трагических событий. Заправка, через дорогу – автосервис и складские боксы. Удобрения Насрулаев хранил по личной договоренности – в одном из них. Все знали, но никто не возражал. Лежали себе в мешках 10 тонн нитрата аммония и азотно-кислого калия для подкормки арбузов и превратились в огненный шар, рванув мощно: 35 тонн в тротиловом эквиваленте.
"Это очень серьезный взрыв был. Считайте, что упала фугасная авиационная бомба примерно. Она имеет убойную силу. Была ударная волна очень серьезная. Здесь и пожар произошел. Сдетонировал бензин", – рассказал Михаил Игнатов, бывший оперативный сотрудник РУБОП МВД по г. Москве.
По предварительной версии следствия, пожар произошел в автосервисе во время ремонта автомобиля. А после перекинулся на соседнее помещение – с удобрениями. Взрыв. И через трассу – на заправку. Еще один взрыв. Арендатор мастерской Руслан Саидахметов утверждает, что это не у него вспыхнуло, а рядом – мешки с селитрой загорелись.
"Был пожар в первом боксе, где лежала химия. Я не знаю, как все это случилось, но факт, что в первом боксе пожар был, взрыв тоже оттуда пошел. В этих помещениях света даже не было. Просто сдали их по склад с химикатами. Думаю, и жара, и химическая реакция, может быть, и неправильное хранение", – сказал Руслан Саидахметов.
Это обывательское мнение противоречит научным данным, и высокая температура на улице не может стать причиной взрыва. Просто так селитра взорваться не может. Она, как и тротил, пребывает в спокойствии, пока нет внешнего раздражителя. Научный сотрудник университета им. Менделеева достает пластиковый бокс с белыми шариками – это и есть селитра.
"Неправильно говорить, что она загорается от искры. Искра не может являться источником детонации аммиачной селитры. Необходимо, чтобы одновременно прогревалась вся масса. И это должны быть очень высокие температуры в интервале от 150 до 270 градусов по Цельсию. Она не горит. Она сразу же взрывается", – отметил Даниил Булушев, научный сотрудник РХТУ им. Менделеева.
Значит, селитра взорвалась уже после того, как загорелся автосервис. Но арендатор автомастерской Саидахметов пока на свободе, а собственник этих боксов Юсуп Худиев – в одной из столичных клиник восстанавливается после взрыва.
Генеральный прокурор России распорядился проверить все автозаправки Дагестана. Сгоревшая "Нафта-24" была расположена ряжом с жилыми домами. Взрывная волна превратила их в руины.