Какие тенденции в отечественном кино выявил фестиваль "Короче"?
На завершившемся в Калининграде кинофестивале "Короче" в этом году впервые оценивали полнометражные фильмы. Какие темы волнуют начинающих режиссёров, кого они выбирают героями, каким жанрам отдают предпочтение? Об этом – "короче", о тенденциях в молодом кинематографе Станислав Анисимов поговорил с программным директором новой секции фестиваля Ситорой Алиевой.
В этом году на участие в конкурсе полнометражных дебютов подали 52 заявки. Прежде всего, привлекает внимание жанровая специфика фильмов. Четкое следование формальным канонам – главный призрак ориентированности на широкую аудиторию.
"Это семейное кино, комедии, антиутопия, детектив или триллер, по-разному можно назвать. Вы видите некий срез и разнообразие жанрового кино", – пояснила программный директор секции полнометражных дебютов фестиваля "Короче" Ситора Алиева.
Последняя тенденция западного кино – смешение жанров, сочетание доселе несочетаемых элементов: хоррора и комедии, драмы и научной фантастики. Это один из способов выражения авторского начала.
В российских фильмах – своя методика. При внятном жанровом определении, появляется уместная авторская ирония, как по отношению к героям, так и по отношению к зрителям.
"И это мне кажется важным, когда о серьёзном все-таки говорится легко, с юмором и без натуги, потому что авторы ищут зрителей. И хотят зрителю дать ту позитивную эмоцию, в которой он сегодня нуждается", – продолжила Ситора Алиева.
Из 52 режиссеров, подавших заявки на кинофестиваль, профессиональный опыт имело большинство – 40 человек. Они уже снимали короткометражки, документальные фильмы и сериалы. Последнее – важная черта современных авторов. Они выросли во время сериального бума, многие работали на многосерийном телепроизводстве. Отсюда – стремление к внятной драматургии, упрощенной композиции кадра, повествовательному монтажу.
"Мне кажется, что всё невольно будет в общем котле. Сегодня время огромных возможностей: режиссеры реализуют себя в самых разных форматах", – добавила Ситора Алиева.
На сегодняшний день кинофестивали остаются точкой пересечения профессионалов из разных сфер. Несмотря на бурный рост интернет-платформ, поиск новых авторов происходит в неформальной фестивальной среде.