Заполярные промысловики наладили поставку живого краба в Китай
Путешествие из Баренцева моря в Китай. Заполярные промысловики наладили поставки живого камчатского краба партнерам из Поднебесной. Морские пассажиры плывут, едут и летят. Как происходит процесс, рассказывает корреспондент ГТРК "Мурман" Андрей Зайцев.
Промысел камчатского краба в этом сезоне начался с июля. Суда "Антей Север" осваивают и новые районы добычи на границе с Норвегией. И даже учитывая капризы северной погоды сработали отлично. Краболов "Андрей Смирнов" вернулся из рейса. На все про все — восемь суток, и 35,5 тонн живого камчатского краба доставлено в порт Мурманск. На борт могут брать и 45, но живому крабу нужно больше пространства. Опыт, плюс интуиция, помноженные на удачу, и все получается как надо.
"Рыбалка в целом хорошая, сырья достаточно. Проходят ходки быстро. Сами наловили, сами привезли, сами выгрузили на фабрику. Быстрая выгрузка сохраняет живучесть краба, его доставка в другие точки", – пояснил капитан краболова "Андрей Смирнов" Виктор Мельник.
Первая точка, куда доставляют живых крабов — цех по передержке прямо в рыбном порту. Период адаптации, на отдых — сутки.
"Данная передержка оснащена бассейнами-резервуарами с морской водой, которая поступает из акватории Кольского залива, с глубины 14 метров, пройдя предварительно через систему очистки, фильтрации воды и обеззараживания с помощью бактерицидной установки", – рассказал главный технолог ООО "Антей Север"Максим Максимов.
"Передержка нужна для того, что крабы, грубо говоря, пришли в себя. Вот для этого экземпляра, похоже, стресс миновал. Движется очень активно. Явно готов к путешествию", – продемонстрировал корреспондент Андрей Зайцев.
Далее Москва, еще одна крабовая "гостиница" в районе аэропорта "Шереметьево". Но до нее необходимо крабов довезти в целости и сохранности. Над этим специалисты "Антей Север" работали долго. В результате десятка тестирований на предприятии создали автофуры, оборудованные уникальной системой, обеспечивающей непрерывную циркуляцию воды, стабильную температуру и подачу воздуха в модернизированных для перевозки краба еврокубах. Без новых технологий и логистических путей бизнесу не обойтись. Поиск новых рынков сбыта задача не простая, но решаемая: сейчас краба отправляют Северным морским путем, автотранспортом, железной дорогой, и вот теперь — самолетами.
"С принятием санкций изменилась, конечно, вся логистика. Стало дорого и экономически, и логистически. Но, тем не менее, мы находим новые пути отправки. В данный момент авиаперевозки идут с Москвы, совсем скоро мы подключим кластер Мурманска и будем отправлять прямо отсюда. Основная задача — довезти живым, поэтому мы разрабатываем новые системы жизнеобеспечения продукта, вкладываем большие деньги в это", – отметил генеральный директор ООО "Антей Север" Юрий Бакаляр.
Условия авиаперевозки в Китай продуманы не менее тщательно. До покупателя продукт доходит через пять — семь дней с момента вылова. В Поднебесной живого краба ждут и особенно ценят, а вот в России этот деликатес не особенно востребован. Еженедельно по 40 тонн краба отправляется из порта Мурманск на экспорт. Промысловый сезон в разгаре, краба много, работа в море кипит. Краболов "Андрей Смирнов" вновь уходит на промысел уже на следующий день после выгрузки.