Вооруженные силы ЭКОВАС уже на пороге вторжения в Нигер
Ситуация в Нигере – словно игра на нервах. Ставки растут. Назначенный мятежниками начальник генштаба вооруженных сил Мусса Салау Барму в срочном радиообращении приказал привести вооруженные силы в состояние максимальной готовности. Фактические власти Нигера подписали соглашения с Мали и Буркина-Фасо. И теперь армии соседей смогут войти на территорию Нигера – если понадобится.
"Три страны договорились предоставить друг другу ресурсы для взаимной помощи в вопросах обороны и безопасности в случае агрессии или террористической атаки. Мы решили также утвердить рамки переговоров, которые позволят координировать наши действия для того, чтобы справиться с многочисленными вызовами, стоящими перед нами", – заявил Умару Ибрагим Сиди, глава МИД Нигера.
"Главное сейчас – подтвердить полную солидарность между нашими двумя странами с правительством Нигера. В частности, в этот сложный период, через который проходит народ Нигера. И подтвердить нашу полную готовность протянуть руку правительству и народу Нигера", – заявил Абдулай Диоп, министр иностранных дел Мали.
Обострение началось после серии сообщений о требовании мятежников – то есть Национального совета спасения родины – о высылке послов. Сначала сообщалось, что на выход попросили глав дипмиссий Франции, Германии, США, а также Нигерии – президент этой африканской страны возглавляет ЭКОВАС. На сборы дали 48 часов. Позднее в Ниамей сообщили: выслать собираются только посла Франции. И подчеркнули, что обратились к нему по всем правилам дипломатического этикета.
На фоне отказа Посла Франции в Ниамей откликнуться на приглашение министерства для встречи в эту пятницу и на фоне других действий французского правительства, противоречащих интересам Нигера, власти решили отозвать агреман господина Иттле и требуют покинуть нигерскую территорию в течение 48 часов.
Интригу добавил и телеканал Al Arabiya, сообщив о возможной высылке посла Кот д'Ивуара. Это тоже – один из форпостов пока еще сохраняющегося французского влияния в Африке. И президент Алассан Уаттара – пришедший к власти тоже не без помощи французов – одним из первых заявлял о готовности ввести войска. Так или иначе, Париж стоит на своем – посол никуда не уедет.
"Франция приняла к сведению требование мятежников. Мятежники не имеют права выдвигать подобное требование, агреман послу выдают исключительно законные власти Нигера", – заявили в МИД Франции.
Однако некоторые французские политики уже обвиняют главу МИДа Катрин Колонна в недальновидности.
"Когда хунта в Ниамее приказала послу покинуть Нигер в течение 48 часов, Колонна ответила, что у путчистов нет на это полномочий. Но если по истечении срока ультиматума нигерские солдаты ворвутся в наше посольство, чтобы арестовать посла, выдворить его или бросить в тюрьму, то что собираются делать правящие нами болваны? Они собираются начать войну против Нигера? Ужасно видеть, что нами руководит команда, чей горизонт мышления не превышает половины дня", – считает Франсуа Асселино, политик.
ЭКОВАС рапортует: его вооруженные силы завершили все приготовления и развертывания для вторжения в Нигер. 12 000 солдат стоят под ружьем. И готовы пересечь границу в любой момент. Объединение утверждает, что необходимо остановить "спираль госпереворотов". Но сами генералы понимают: легкой прогулки не получится.
"ЭКОВАС не объявлял войну народу Нигера, и у нас нет планов вторжения в страну. Лидеры ЭКОВАС активировали статьи, которые включают в себя санкции и использование законной силы для восстановления конституционного порядка. Но если мирные средства провалятся, ЭКОВАС не может просто умыть руки", – предупредил Омар Алье Турэй, глава комиссии ЭКОВАС.
Раздражение чувствуется и среди политических элит самого Нигера. Бывший президент страны Махаман Усман осудил санкции и высказался против военной интервенции.
"Я бы хотел напомнить, что любой иностранный лидер, кто одобрит вооруженное вторжение против нашего народа, должен будет жить с последствиями своих действий, и будет нести личную ответственной перед историей", – заявил Махаман Усман.
Ситуация шаткая. Но пока дело ограничивается поигрыванием мускулами.