Учеба с подводным роботом. На Байкале завершил работу "Плавучий университет"
Команда судна готовит драгу. С ее помощью прямо на ходу корабль будет брать пробы со дна Байкала. Это — "Плавучий университет". На борту — ученые, студенты, преподаватели вузов.
Драга возвращается с добычей. Внутри — камни, водоросли и, конечно, сами обитатели Байкала. Прямо на палубе разворачивается научная лаборатория. В микроскоп биолог Анастасия Порошина разглядывает амфипод. Это байкальские рачки, их еще называют бокоплавами.
"На Байкале таких рачков очень много. Порядка 180 видов. Это собственно один из представителей", — говорит младший научный сотрудник Лимнологического института СО РАН Анастасия Порошина.
Рачков участники плавучего университета ловят и сачком. В этом месте их тоже раздолье. Здесь амфиподы — не эндемики, хотя Байкал всего в нескольких метрах. Но для исследований, говорит студент МГУ Иван Дадыкин, пригодятся.
"Это рачки пресноводные. Они очень маленькие. Питаются всякими водорослями. Смешные такие", — говорит студент МГУ Иван Дадыкин.
Но один из самых продвинутых способов достать со дна Байкала рачков — подводный робот. В этой экспедиции удалось добраться даже до 100 метров.
На роботе — камера, поэтому на судне хорошо видно, что происходит на глубине. Вот байкальские губки, водоросли. Клешни робота черпают придонный песок и водоросли — там могут оказаться те, кто интересует ученых.
А в водорослях этого заросшего ствола дерева — тоже полно обитателей. И его манипулятор отправляет наверх.
"Плавучий университет" — общероссийский проект. Подобные курсируют по Черному морю, Балтийскому, Тихому океану. На Байкале его много лет организует Лимнологический институт. В этот раз смена одна. 20 участников из Иркутска, Москвы, Новосибирска и Владивостока. Около половины из них — преподаватели. Они и отбирают студентов.
Желающих поучаствовать в проекте "Плавучий университет" всегда немало. Ведь Байкал — уникальный объект. И это возможность не только увидеть его, но и поизучать его вместе с опытными исследователями.
Татьяна Марьяновская из Новосибирска впервые на Байкале. Она на втором курсе магистратуры. Не биолог, занимается математическим моделированием, то есть обрабатывают и анализирует данные, которые получают в таких экспедициях ученые.
"Я учусь на биоинформатика. Там у нас стык наук — биологии, математики, где-то химии, программирование. И математики с биологами сейчас очень тесно сотрудничают. И биология без математики никуда", — говорит студентка Новосибирского государственного университета Татьяна Марьяновская.
Такая совместная работа экспертов из разных сфер очень важна в исследованиях, подтверждает один из ведущих гидробиологов страны Алексей Котов. Он работает в Москве, в Институте проблем экологии и эволюции, но тоже вносит вклад в изучение Байкала.
"Такие проекты приводят к созданию каких-то новых коопераций между различными институтами, учеными, в том числе и молодыми, друг с другом. Я, например, сотрудничаю с Лимнологическим институтом. Это получилось раньше, конечно. Но это крайне важно", — говорит главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Се́верцова РАН (Москва) Алексей Котов.
Лекции об эволюции, байкальских микроорганизмах, генетике. Теорию в плавучем университете студенты тоже проходят. Но все-таки на первом месте, говорят ученые — это практика, возможность соприкоснуться с настоящими полевыми исследованиями. Тем более, когда для изучения такой уникальный объект — Байкал. Это поможет, надеются они, пробудить интерес молодых специалистов к науке.
"Они знакомятся с теми вопросами, которые лучше всего здесь решать или лучше решать с привлечением наших знаний. Это дает нам возможность надеяться на то, что мы привлечем к себе способных молодых специалистов. Очень штучный товар", — говорит заведующий лабораторией гидрологии и геофизики Лимнологического института СО РАН Дмитрий Щербаков.