"Солнце русской поэзии" вычеркнули из ЕГЭ
У кого поднимется рука на "солнце русской поэзии"? Пушкина из школьной программы, конечно, не уберут. Его будут проходить до 9-го класса включительно. Но на ЕГЭ в 11-м словом добрым не помянут. Творчество великого русского поэта оставят за рамками контрольных вопросов. То есть, читали, изучали, но прошли мимо Пушкина.
Первой главе повести "Капитанская дочка" Лариса Арачашвили обычно посвящает целый урок. Брички, ямщики, метания "лишнего человека": осмысленная русская классика – это отражение современного общества.
– Когда мы читаем "Капитанскую дочку", это же первый роман взросления. Это история, когда ты ребенку помогаешь понять, что ты такой же Петруша Гринев. Когда он смотрит на ошибки Петруши Гринева, задумывается, я же точно так же делаю... Классика помогает протянуть культурные ниточки к прошлому: это я там, это мое, это обо мне. Сейчас это отчасти может быть потеряно. "Герой нашего времени" может быть хорошим и плохим, какой сложной может быть любовь. Ребятам в подростковом возрасте это очень может быть полезно, – считает учитель русского языка и литературы Лариса Арачашвили.
Новый кодификатор, то есть методичку для будущего экзамена по литературе, педагоги уже изучили. Исчезло "наше все": Пушкин, Жуковский, Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь. Все те, кто жил и творил в первой половине золотого девятнадцатого века. Такое решение приняли в Федеральном институте педагогических измерений.
– Пушкин, Фонвизин, Державин... Всем скопом было. Представляете этот объем? Что говорили учителя? Это огромный объем, это невозможно изучить! Кроме Твардовского "Василий Теркин" вы больше не найдете ничего.
Куда-то делось "Слово о полку Игореве" – единственный памятник древнерусской литературы. Но директор института просит не беспокоиться. Изучать произведения школьники будут, а вот отвечать по ним на госэкзамене – нет. ЕГЭ проверяет знания, которые ученик получил в 10-м и 11-м классах. Все, что было раньше, можно забыть.
– Никто ничего не убрал – добавили, – утверждает директор ФИПИ Оксана Решетникова. – А когда была истреблена вся литература по Великой Отечественной войне, а сейчас ее обратно вернули. Это был период 2000-х годов. Это был период, когда стригли все.
– И произведений по Великой Отечественной не было?
– Нет.
– Долго по времени?
– Долго. 10 лет. Ведь какой был ракурс, вспомните. Главный предмет какой был в школе? Иностранные языки. Почему? Интеграция в мировое сообщество. Мы учимся тут, потом мы там, потом мы в Барселоне, потом мы в Институте Гете, потом мы работаем в Германии, потом мы переезжаем в Париж. Как только тренд этот закончился и пришло осознание, что надо как-то работать на себя, после этого пошел разворот образования, – поясняет Оксана Решетникова.
Единый образовательный стандарт появился только в 2022 году. До этого каждый учил, как хотел. При переходе из одной школы в другую ученик мог не сразу включиться – программы были разные. Теперь даже учебник по литературе один. Каждый учитель обязан дать базу. Все, что за ее рамками, это на усмотрение педагога.
– В течение целого учебного года все профессиональное сообщество страны, наши педагоги, наши филологи обсуждали эти программы. Это такое мягкое внедрение или ознакомление педагогов страны. 4809 педагогов, филологов принимали участие в апробации, – отмечает директор ФГБНУ "Институт стратегии развития образования", кандидат педагогических наук Татьяна Суханова.
Образование развернули так, что даже педагоги не удержались: в интернете началась жаркая дискуссия. Исключив из экзамена великих, не учли главного: те, кто сдает ЕГЭ по литературе в 11-м классе – вовсе необязательно сдавали его в девятом. И, наоборот. Значит, ученики могли не освоить золотой век русской поэзии.
– Выпускник 9-го класса и выпускник 11-го класса – это разный возраст. Когда, готовясь к ЕГЭ, выпускник перечитывает Пушкина, Лермонтова и Гоголя, он их заново осмысляет, он их понимает может быть глубоко. Само понимание литературы, закономерность литературного процесса станут наиболее поверхностными. Потому нельзя изъять целое звено, нельзя изъять целую эпоху и увести ее в подводное течение, – уверена заместитель председателя предметной региональной комиссии ЕГЭ по литературе, заведующая кафедрой филологии СУНЦ УрФУ Мария Алексеева.
– У нас литература – больше чем литература, Да, поэт в России больше, чем поэт – известное выражение известного поэта. В практиках образовательных – это особый предмет, к нему прикладывать чисто чиновничьи подходы совершенно неправильно. У нас в результате получается, что на выходе наши ученики должны отчитаться о знаниях литературы, начиная с Александра Николаевича Островского, – продолжает председатель координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, член Президиума совета по русскому языку при президенте РФ Людмила Дудова.
Литература – это предмет выбора. Из шестисот тысяч одиннадцатиклассников в 2023 году его сдавали чуть больше сорока тысяч. И только 4% выпускников набрали высокий балл.
– Его пример – другим наука. Но, Боже мой, какая скука...
На Пушкинской площади у памятника Пушкину Арина читает "Онегина". На вступительных в театральное училище выбора не было: литература – в списке обязательных. Она заново перечитывала классику, которую еще не успели исключить из ЕГЭ.
– Поэма Лермонтова "Демон" или "Повести Белкина" Пушкина. В их смысл можно полностью погрузиться, будучи в старших классах, в более осознанном возрасте. В 8-м классе я бы не смогла полностью раскрыть смысл этих произведений. А в 11-м было очень интересно анализировать этот материал, – признается студентка первого курса Института современного искусства Арина Трибунская.
– Это незаменимая классика. И убирать ее из экзамена по литературе – это неверное решение. Наши родоначальники литературы не должны уходить на второй план. Без них экзамен по литературе – это не экзамен по литературе совершенно, – уверяет призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников из Нижнего Новгорода Виктория Лебедева.
Центральные главы "Евгения Онегина" Пушкин написал в Михайловском во время ссылки. Там же трагедию "Борис Годунов", поэму "Граф Нулин". Остались рукописи.
– Именно за эти два года, незаметных здесь, им было написано более 100 поэтических произведений, которые положили начало новой русской классической литературе, – рассказывает экскурсовод пушкинского музея в Псковской области.
Экскурсовод не сразу поверила в эту новость: убрать Пушкина из школьного экзамена. Это трагедия не для поэта – для будущих поколений.
– Пушкин был не только изумительным лириком, потрясающим прозаиком, он был талантливым художников и глубоко чувствующим историком. Все мы помним его фразу: гордиться славой своих предков не только можно, но и должно. Не знать оное – есть постыдное малодушие, – приводит слова поэта старший научный сотрудник пушкинского заповедника Лаура Пурвинь.
Теперь и школьники спорят о новом положении. С одной стороны, меньше готовиться к экзаменам, нагрузка итак большая. С другой, если никто не требует, зачем, вообще, открывать эти книги. Единый экзамен обрастает разными мнениями.
– Всегда нужны перемены. И очень здорово, что теперь нужно будет изучать зарубежную литературу, так как в школе мы особо не делаем акцент на изучении зарубежки. Но все же немного грустно, что некоторые перестанут читать "Евгения Онегина", перестанут читать Пушкина, перестанут читать Лермонтова, – сожалеет учащаяся 11-го класса гимназии №25 Маргарита Маркисова.
– Я считаю, что нужно вернуть в ЕГЭ Гоголя, Пушкина, Лермонтова, потому что их произведения легли именно в основу нашей культуры – нынешней национальной русской культуры: их произведения, их идеи, их взгляды, их мысли. Все же знают цитаты Пушкина: "Русский бунт – бессмысленный и беспощадный", Гоголя о русской тройке, "куда она мчится", наша страна? — приводит свои аргументы ученик 11-го класса гимназии №25 Иван Пиксаев.
В министерстве просвещения уже опровергли плохие новости: Пушкина оставят, но по желанию школьника. Выпускник может в сочинении по выбору ссылаться на произведения поэтов первой половины золотого века. Но в списке обязательной литературы их уже не будет.