Просчитать риски невозможно: японские ученые раскритиковали власть
Восемь тонн радиоактивной воды – ежедневно в течение первых двух недель. Затем – по 460 тонн в сутки. И всего более 30 тысяч тонн – до конца марта следующего года. Таков график сброса тритиевой воды с аварийной атомной станции "Фукусима-1" в Японии.
То, что заражённую воду сливают по намеченному плану, подтверждают последние новости – тритий уже найден в морской воде. Концентрация пока небольшая – примерно десять беккерелей на литр. Что чуть выше уровня выявления. А допустимая по нормам концентрация составляет десять тысяч беккерелей на литр.
Японское правительство всеми силами пытается убедить мировое сообщество в безопасности сброса. Для этого премьер-министр Японии Фумио Кисида в компании своих коллег-министров даже отведал на обед сасими из камбалы, морского окуня и осьминога, которые приготовили из морских обитателей, выловленных у берегов Фукусимы. Кроме того, на столе лежали свинина, рис и дыня из этого региона.
На Китай пиар-акция Кисиды явно не произвела впечатления. В китайском МИДе предложили японцам, которые считают воду с атомной электростанции пригодной для питья и купания, начать самим в ней плавать и пить её, а не сбрасывать в океан.
Владимир Пинаев, доцент департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции Института экологии РУДН, рассказал: "У обывателя может возникнуть вопрос – если она такая прекрасная, безопасная вода, почему же они не используют её в своём народном хозяйстве? А всё-таки сливают в Мировой океан, и этим, прямо скажем, тревожат интересы других, окрестных стран. Рыба-то территориальных границ не признает".
Сразу после начала сброса воды с "Фукусимы" Китай ввёл запрет на импорт продуктов из десяти японских префектур.
А теперь с прилавков магазинов в Поднебесной стала исчезать соль. Китайцы, которые являются главными потребителями японской морской соли, пытаются сделать её запасы. Поскольку боятся, что в будущем она может быть заражена радиоактивными изотопами.
В самой Японии продолжаются протесты рыбаков. Из-за торговых запретов со стороны других государств они могут остаться без прибыли, а то и вовсе обанкротиться.
Сброс критикуют и ученые в университете Фукусимы. Никто не может спрогнозировать долгосрочные последствия.
Кумпей Хаяси, доцент Фукусимского университета, пояснил: "Сброс воды с "Фукусимы" рассчитан на 30 лет. Но что произойдёт через 10 лет? Через 20? В резервуарах уже хранится миллион триста тысяч тонн радиоактивно загрязнённой воды. И этот объём увеличивается с каждым днём. Компания ТЭПКО обещает его сократить. Но каким образом?! Никто не говорит. Кроме этого, часть загрязнённой воды должна пройти вторичную очистку. Кто-то за этим следит? Если действия ТЭПКО контролирует исключительно японское правительство, то велика вероятность того, что власти могут закрыть глаза на многое."
Период полураспада трития – чуть больше двенадцати лет. Не так уж и много по сравнению с другими радиоактивными изотопами. Но что будет происходить, если он начнёт накапливаться в водорослях, рыбе, планктоне. А через них попадёт в организм человека? Исследований на этот счёт крайне мало. А просчитать все риски и оценить потенциальные угрозы просто невозможно.
"Пока тритий снаружи, он не очень радиоактивен, не так, чтобы опасен. А вот когда он попал внутрь, у нас уже нет кожного покрова, который бы нас защитил. И вот тут вопросы мониторинга встают на первое место. Надо создавать систему мониторинга – и России, и Китаю. И это всё должно быть в открытых источниках", – считает Владимир Пинаев.
В России такая система мониторинга уже создаётся. Её разработкой занимается Московский университет геодезии и картографии. Наблюдения за акваторией Тихого океана будут вестись с помощью спутников дистанционного зондирования Земли. Индикатором экологического состояния воды станет фитопланктон – микроводоросли и цианобактерии поглощают радионуклиды. Это приводит изменению спектра электромагнитного излучения воды.