В Волгоградской области открыли обновленные мемориалы на братских могилах
По голубым глазам сразу видно, что сестры – Екатерина и Валентина. Такие же были и у отца, но его они помнить не могут. Старшей было полтора года, когда Григорий Чуприна, уроженец Краснодарского края, ушел на фронт. И он так и не узнал, что у него родилась еще одна дочь.
"Он умер в один день – она родилась, он умер. Я 6 января 1943 года родилась. 80 лет его нет, 80 лет я живу", – рассказывают дочери защитника Сталинграда Екатерина Малеванова и Валентина Кожевникова.
Мама получила известие – пропал без вести. И одна подняла восемь детей. Работала за двоих.
"Не знаю, когда кушала. Прибежит, приготовит что-то, говорит, вы ж смотрите ничего не делайте, чужое не трогайте. Так воспитана. Может и плакала, но не при нас, замуж не вышла. Звали замуж, но ни в коем случае", – вспоминает женщина.
Старший брат приехал на строительство Волжской ГЭС, к нему подтянулись и сестры. Уже проживали в этих краях, когда в 1967 году пришло известие, что отец погиб на этой земле. Перезахоронен в братской могиле в хуторе Красный Сад, когда госпитальное захоронение в соседнем поселке начала подмывать река. По молодости дочки бывали здесь в походах, проходили мимо могилки, не зная, что здесь отец. В год восьмидесятилетия Сталинградской Победы старый памятник демонтировали и привели мемориал в достойный вид.
"В Среднеахтубинском районе уже восстановлены четыре памятных места, эта работа продолжается. За что большое спасибо всем, кто принимает в этом участие", – поблагодарил глава хутора Николай Патрин.
В этих местах, рядом с хутором, располагался штаб Сталинградского фронта. И сейчас видно, где были блиндажи. Среднеахтубинский район в дни Сталинградской битвы был прифронтовым. Волга отделяла его от войны. И сюда потоками везли раненых, на территории действовали около сорока госпиталей. А на этом месте располагался штаб. До недавних пор считалось, что в могиле в Красном саду покоятся девять человек, имя Григория Чупрыны – в самом конце списка. Теперь удалось установить, что он должен быть гораздо длинней.
"Архипов похоронен в Калинине, 28-ой, остальные бойцы у нас с большой долей вероятности похоронены здесь. Здесь представители Узбекистана, Киргизии, Башкирии, с Урала много ребят", – рассказывает глава администрации Красного сельского поселения Александр Кравцов.
Теперь среднеахтубинцы попытаются найти родственников этих бойцов. В самом хуторе проживает теперь уже единственный в районе участник Сталинградской битвы. Андрею Степановичу Гойдину в ноябре исполнится сто лет. Сталинградская битва развернулась на огромной территории. Андрей Степанович оказался на южном направлении.
"Мы угодили в Калмыкию, там уже свирепствовал немец, там с ним дрались. Ой, гад! И танки, и шестиствольные минометы, под которыми не раз бывал. Здесь обошлось – только контузия была", – вспоминает Андрей Гойдин.
В 19 лет он был тяжело ранен уже на Украине. После долгого лечения вернулся на родину. И видел, как уже после войны продолжали хоронить и перезахоранивать солдат.
"В Калинине было похоронено много, потом перевозили сюда, тут хоронили, уже после войны", – рассказывает участник войны.
В год восьмидесятилетия Сталинградской Победы преобразилась и братская могила в поселке Колхозная Ахтуба. Было известно, что здесь похоронены более полусотни бойцов. Но три года назад сюда перенесли останки сорока четырех красноармейцев из госпитального захоронения в лесу. Жительница Средней Ахтубы, которая со сверстниками в детстве ухаживала за обелиском, хлопотала за то, чтобы эти солдатики не остались в забвении.
"У них не было остатков одежды. Видать, в белье хоронили. Характерные следы хлорки, уложены плотно друг на друга, видно, госпитальное", – отмечает начальник Среднеахтубинского поисково-спасательного подразделения Владимир Дурновцев.
Теперь две могилы объединены в единый мемориал. О тех временах прежде рассказывали старожилы. Работники Дома культуры записывали их рассказы и плакали.
"Тетя Нюся Алабина была, рассказывала, что солдаты шли на фронт по улице, он оставил ватник. Взяла эту фуфайку: мама, мне солдат оставил, сказал, на обратном пути возьму. Мать говорит: Нюська, глупое ты дите! Он знает, что не вернется, поэтому отдал. А тут стоял дом у Беловых, в него бомба попала, ее вытаскивали после войны, разминировали", – вспоминает жительница поселка Колхозная Ахтуба Зоя Иноземцева.
После церемонии открытия отреставрированного мемориала около братской могилы прибавилось деревьев. И малыши должны запомнить, в честь кого их посадили.