В "Доме Плотниковой" открылась выставка мастеров-косторезов
Ценители красоты – в ожидании встречи с прекрасным. Маленькая выставка большого промысла удивляет уникальными новинками – шедеврами потомственного костореза Ильи Хабарова. Под стеклянным куполом – давняя мечта мастера – символы великой веры. Восемь месяцев вдохновения, и вот – белоснежное Евангелие, украшенное камнями, в паре с православным крестом.
Илья Хабаров, член Союза художников России, участник выставки резьбы по кости, г. Кировск: "Каждая работа вызывает такое чувство, как рождение ребенка. Я её вынашиваю не 9 месяцев, могу и 10 лет. Там внутри – настоящее Евангелие, мы служили с ним Пасху, оно освящено в Каргопольском районе, в Александро-Ошевенском монастыре".
Статичная кость в руках профессионала превращается в самый живой материал – Евангелие словно обернуто лёгким кружевом. Хабаровы – династия косторезов. Кубок с ликом Ермака, знаменитого покорителя Сибири -творение отца, ваза "Русский Север" с полетом журавлей и поморскими ладьями – творение сына. И два поистине сказочных ларца: слева настольное бюро "Бабье лето" Владимира Хабарова, справа – шкатулка "Налим Малиныч" Ильи Владимировича.
Зоя Кулешова, заместитель директора по научной работе Архангельского музея изобразительных искусств: "Нашему времени не хватает подлинности и такого настоящего, чтобы люди не воспринимали, какую-то китайскую продукцию, а чтобы воспитывались на таких образцах настоящего, великолепного искусства Русского Севера. Мы многое сейчас утрачиваем, многое из наших традиций, уезжают мастера".
Илья Хабаров больше десяти лет назад тоже покинул Архангельск, теперь мастер творит в Мурманской области. И почти в каждой из последних работ- ностальгия по родному городу.
Илья Хабаров, член Союза художников России, участник выставки резьбы по кости, г. Кировск: "И грусть, и праздник, и вот этот орнамент. Вся любовь моя накипела и вылилась здесь".
Ваза "Беломорье" – Гран-При косторезного фестиваля "Душа Севера" в Салехарде. И тоска по Архангельску: парусники, башенки Гостиного двора, орнамент – как зимние узоры на окнах. И в каждом стеклянном кубе экспозиции – своя ажурная сказка: ваза с портретом художника Борисова из клыков моржа, ваза "Державная" из бивня мамонта, по мотивам шедевров архангельского костореза 18 века Николая Верещагина, творения которого украшают коллекцию Эрмитажа.
Инга Рудакова, корреспондент: "Тонко, изящно и очень величественно – Рюрик, Иван Грозный, Пётр Первый, Екатерина, Николай Второй – пять великих российских самодержцев на вазе "Державная" знаменитого холмогорского костореза из с. Ломоносово Николая Зачиняева".
И диву даёшься – как можно выткать из самого неживого материала настоящие кружевные узоры. Удивиться творениям косторезов приглашают в "Дом Плотниковой".