Правила пишут кровью: гибель девочек-велосипедисток рождает вопросы
Колонна велосипедисток двигалась по крайней правой полосе. Замыкал колонну автомобиль сопровождения с проблесковыми маячками. Не увидеть его было невозможно. Тем не менее, фура въехала в машину на огромной скорости. О силе удара свидетельствует состояние машины: она просто всмятку, а рядом лежит двигатель. То есть, удар был настолько чудовищный, что двигатель вырвало, а сам автомобиль пролетел несколько метров и врезался в велосипедисток.
Ужасающие кадры сняли очевидцы в первые минуты после аварии. Девочки – всего спортсменок было 11 – сидят на обочине, плачут. Одна поднимается и идет, хромая, к машине скорой.
Экстренные службы мгновенно появились на месте, вертолетами санавиации пострадавших развозят по больницам.
По всему полотну дороги раскиданы искореженные велосипеды, шлемы, лежит кепка с надписью "Катюша". Машина прикрытия одноглазо мигает аварийкой. Место происшествия оцеплено – водитель фуры сидит в полицейской машине, он задержан.
– Скорее всего водитель просто-напросто заснул за рулем, – говорит заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета по Ленинградской области Виктор области.
– Его состояние проверили? Наркотики, алкоголь?
– Пока результатов освидетельствование у нас на руках нет.
– Это он сам сказал, что уснул?
– Да, это его версия.
Столкновение произошло на 59-м километре трассы "Скандинавия" около половины 11 утра. Скорость фуры, по предварительным данным, составляла порядка ста километров в час. После удара девочек раскидало по трассе. Двоих из них грузовик протащил еще несколько метров по дороге. Обе погибли на месте.
– Это все на скорости. И траектория движения вбок. Не было шансов, – констатирует руководитель следственного отдела по Выборгу Следственного управления Следственного комитета России, майор юстиций Бадма Гиляндиков.
Под колесами фуры застрял велосипед одной из погибших. Девочкам было 14 и 15 лет. Совсем еще юные, трогательные, но подававшие большие надежды. Девочки – воспитанницы сестрорецкой школы-интерната "Олимпийский резерв", куда приезжают учиться велоспорту со всей страны. Но почему в тренировочной программе – заезды по оживленной трассе? Этот вопрос явно нервирует руководство школы.
– Все у нас было организовано так, как должно быть, как регламентировано в соответствующих документах. Все! – настаивает замдиректора по безопасности школы-интерната "Олимпийский резерв" Владимир Умеренков.
Трасса "Скандинавия" всегда считалась одной из самых аварийных и опасных в Ленинградской области. Здесь был плотный поток машин по направлению к Финляндии и обратно, по одной полосе в каждую сторону. Недавно дорогу отремонтировали и расширили до трех полос в каждую сторону, да и поток теперь не столь огромный. Возможно, этим руководствовались тренеры, решив проводить здесь заезды.
Видео с авторегистратора, снятое за несколько минут до трагедии: группа едет, соблюдая все условия, установленные законом. Велосипедные заезды по дорогам общего пользования не запрещены. И все же в Федерации велосипедного спорта говорят о вине тренера.
– Правило формально, насколько я понял, насколько я успел получить информацию, было соблюдено. Но где был тренер и чем он думал, выезжая на дорогу, которая, в принципе, считается скоростной магистралью? Это же никто не делает: там все, что угодно может произойти. Группа движется со скоростью 25 километров в час, машины проносятся со скоростью 100 километров в час, в четыре раза по скорости разница, – отмечает президент Федерации велосипедного спорта Вячеслав Екимов.
Дети, придя в себя, сразу связались с родителями.
– Она плакала, кричала: здесь умирают девочки. Она сказала, что их задавил КамАЗ, – рассказывает мама Ульяны Верижниковой Алина Верижникова.
Среди попавших в ДТП девочек – потомственная спортсменка Ирина Голыбина, дочь знаменитого велогонщика Владимира Голыбина. Как и многие в этой группе она только-только поступила в интернат.
– За несколько секунд до трагедии она находилась на лидирующей позиции, чуть сместилась вправо. Она отделалась травмами, падением с велосипеда. Ребенок хочет продолжать заниматься, – говорит отец юной спортсменки, мастер спорта Владимир Голыбин.
Тренер и семь спортсменок госпитализированы с тяжелыми травмами. Этим вечером их навестил Александр Беглов. Губернаторы Петербурга и Ленинградской области организовали штаб по оказанию помощи пострадавшим. Следствие ходатайствует об аресте виновника ДТП. И очевидно, какие-то изменения будут внесены в правила безопасности – те самые правила, что обычно пишутся кровью.