Военно-историческому музею артиллерии – 320 лет
Петербургский Военно-исторический музей артиллерии отмечает 320-летие и показывает самое ценное. Музей считается одним из крупнейших военных собраний мира и убедиться в этом можно на выставке "Во славу России". Репортаж Сергея Загацкого.
"Для памяти и на вечную славу", – летом 1703 года Петр I этими словами закончил свой очередной указ. Отныне в Санкт-Петербург надлежало привозить необычные и редкие артиллерийские орудия – и отечественные, и трофейные. В Петропавловской крепости построили деревянный цейхгауз – с него и началась самая богатая в мире коллекция памятников военной истории, которую мы теперь знаем как Артиллерийский музей. Свои сокровища работники музея называют скромно – единицы хранения. Их хватит, чтобы вооружить целую армию, но это оружие уже никогда не будет стрелять, говорят музейщики. Теперь его задача – рассказывать о победах русской армии. Об ученых, инженерах и конструкторах, которые создавали, казалось, невозможные вещи.
"Я сам вырос на пушках, которые стояли там. Тогда они были больше, я был меньше. И сегодня почти всё это можно потрогать, а тогда можно было всё потрогать. Это то ощущение нашей истории, которое очень важно для страны, для воспитания", – поделился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Собрание уникально еще и тем, что будучи, казалось бы, сугубо военным, положило начало многим музейным коллекциям на совершенно мирные темы. Потому что история армии – это не только оружие. "Одна из главных реликвий нашего музея – те самые краги, в которых император Петр I был во время Полтавского сражения", – сообщил начальник выставочного отдела Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Федор Зорин.
С этой реликвии начинается большая выставка к 320-летию музея. В витринах – вещи, которые редко достают из запасников: они слишком ценны для повседневной экспозиции. Это и самое древнее русское кремниевое ружье – ему почти полтысячи лет. И маленький парадный мундир цесаревича Алексея – вместе с детской пикой и детской же, но вполне боевой винтовкой Мосина. Эти вещи существуют в единственном экземпляре. А некоторые – вообще сделаны вопреки всем уставам и инженерным наставлениям. "Молоток необычный, он сделан из куска железа от ствола пушки. А вот его верхняя часть, там, где двуглавый орел, это картечь. Они найдены на Бородинском поле. То есть этот молоток еще и мемориальный. Позолоченная оковка, очень красивая, изящная работа", – рассказал заместитель директора Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Сергей Ефимов.
А еще это – свидетель утраченного воинского ритуала. В XIX веке нельзя было просто прибить знамя к древку: это делали при парадном построении, и свой гвоздь должны были вбить все чины – от рядовых до старших командиров. Рядом с символами освобождения русских городов на выставке поместили экспонаты, рассказывающие о штурме неприятельских крепостей. Вот эти ключи российские полководцы в XVIII веке привезли с русско-турецкой войны – как свидетельство своих побед. "Это ключи не подносные, символические, это подлинные ключи, которые запирали городские ворота. Каждый ключ весит несколько килограммов", – пояснил Сергей Ефимов.
Символично, что эти ключи из прошлого теперь должны открыть дверь в будущее. Дело в том, что артефакты до сих пор никак не атрибутированы: историки пока не знают, ворота каких именно крепостей они открывали. Но это вполне реально установить, уверяют сотрудники музея. Нужна большая научная работа, и к ней приступят уже совсем скоро.