Итальянский органист Паоло Баччанелла дал два концерта в Москве
В конце прошлой недели завершился Международный конкурс органистов в Калининграде, но еще в полуфинале конкурса обнаружилось, что конкурируют в этом соревновании в основном музыканты России и Китая, совершенно как в спорте, как в гимнастике. Что ж, времена меняются, но некоторые вещи остаются неизменными – органное исполнительское искусство, в силу своего происхождения прежде всего, и сегодня славится преимущественно именами музыкантов Италии, Германии и Франции. Выступление в России любого из них – это событие значительное.
Итальянский органист Паоло Баччанелла не любой, он уже в сущности свой. В Россию приезжает концертировать уже двадцать семь лет. У него русская жена Елена Книжникова-Семёнова. И музыковед, и музыкант, она сопровождает его всюду. Тогда и там, где необходимы слова, а не только музыка, ее роль возрастает. Два концерта в Московском международном Доме музыки на этой неделе они провели вместе, как это бывало много раз.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. А орган Светлановского зала Дома музыки – самый большой в Москве. Шесть тысяч труб и почти 15 метров в высоту. И всем этим великолепием мастерски управляет Паоло Баччанелла – знаменитый итальянский органист, известный своей тщательностью в подборе инструмента. "Все органы разные. Каждый нужно пробовать перед выступлением и уже в зависимости от него выбирать программу", – рассказал органист Паоло Баччанелла.
Ее основу составила французская и итальянская музыка. Хотя, безусловно, в программу концерта вошли произведения Баха, ведь шедевры немецкого композитора для органистов, как говорит маэстро, "это альфа и омега". Паоло Баччанелла – выпускник консерватории Вероны и Падуи, он в равной степени виртуозно владеет органом и фортепиано. Вместе с женой, музыковедом Еленой Книжниковой-Семёновой, которая перед исполнением дает комментарии зрителям, чтобы те могли понять контекст и смысл произведения, играют концерт для двух фортепиано в сопровождении симфонического оркестра "Русская филармония".
"Здесь и немецкий Бах, и итальянский жанр "концерт" – специфический итальянский жанр, который дальше вводит в итальянскую сюиту, созданную Сергеем Петровичем Тарариным, составленную и переложенную специально для Паоло Баччанелла", – пояснила музыковед Елена Книжникова-Семёнова.
Сергей Тарарин – дирижер оркестра "Русская филармония" – сотрудничает с Паоло много лет, и за эти годы они вместе готовили много разнообразных программ, которые больше нигде не исполнялись. "К нам на эти концерты приходит достаточно демократичная публика. И мы стараемся для них вместе с серьезными сочинениями типа концерта Пуленка представить что-то более узнаваемое", – добавил дирижер Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония" Сергей Тарарин.
Паоло Баччанелла не первый раз концертирует в России. "Я очень люблю выступать в России. Здешняя публика очень понимающая и сердечная, для нее всегда приятно играть", – признался Паоло Баччанелла.