Выставку работ авангардиста Бориса Григорьева представляет Музей Фаберже
Выставку работ авангардиста Бориса Григорьева представляет Музей Фаберже. В Европе, куда он эмигрировал в 1919 году, его называли "историком славянской души". А на родине художник был долгие годы забыт. Екатерина Фисенко подробнее.
Первейшим мастером на свете Григорьев назвал себя сам. Никто не спорил. Вот городничий следит взглядом за зрителем, вот огромный цикл работ к "Братьям Карамазовым". Их Григорьев писал 12 лет, в 6 раз дольше, чем сам Достоевский свое произведение. Неожиданно – жрицы любви. Эротизм художник видел в позах, а не в обнаженной натуре.
"С одной стороны, она красива, молода, стройна, длиннонога, модна одета, но с другой стороны, в ее позе, выражении лица читается алчность, тупое равнодушие, довольство собой, развращенность. Обратите внимание, она держит в руке пояс, собирается раздеться. При этом Григорьев свою героиню не осуждает. Заметьте, она стоит на неком подобии пьедестала, то есть он ее возвышает, а осуждает мужчин, которые стоят у ее ног, словно у подножия памятника", – объяснила экскурсовод Музея Фаберже Александра Шарофеева.
Очень важный для художника цикл "Расея", знаменитые снопы с бездонным небом.
Эти яркие краски, густая листва – просто обман художника. На самом деле, крестьянство на картинах Григорьева с тяжелым неприветливым взглядом. Или вот, портрет девочки. Только лишь косички подсказывают нам, что это действительно девочка, а не пожилая женщина.
Цикл приняли в новой, советской стране. Но Григорьев, не согласившийся с государственной монополией на искусство, вынужден был эмигрировать. Скорбные глаза – это особый талант Григорьевна. Здесь интерпретация образа царя Фёдора Иоановича Василием Качаловым и одновременно интерпретация Качалова самими Григорьевым. Глаза художника, пасынка России, как он сам себя называл. Он мечтал сделать портрет Горького, первого для него писателя. И вот он, Горький в окружении своих героев из пьесы "На дне", сам как кукловод. Но лицо скорбное, ведь герои живут своей жизнью. Горький портрет обожал. И не только он.
"Нет выставки Григорьева, куда бы он не привозил этот портрет Горького. Он очень гордился им, поэтому он с ним расстался только в 1938 году, когда тяжело заболел и ему нужны были деньги на лекарства. И при этом он не хотел уступать его никому, включая самого Горького", – рассказал директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
Рахманинов наоборот невзлюбил гипертрофированную творческую муку на своем лице. Выкупил свой портрет лишь после просьбы Григорьевна, художник умирал. Портрет незнакомца, мясника. Но именно этой работой Григорьев измождал себя, целый месяц работая по 10 часов.
"Рука его налита кровью, эта рука готовится схватить, задушить, уничтожить прежде существующий порядок вещей. У Григорьева в этом не было сомнений. Возможно, в этой руке мы можем также увидеть образ рака, образ болезни, которая готовилась забрать Григорьева, как раз накануне тех событий, которые он предчувствовал, работая над полотном", – объяснила Александра Шарофеева.
Художник умер от рака, мучимый дикими болями, прямо накануне войны. На похороны пришли лишь семь человек, но на выставке его работ ожидаются сотни. Творческий путь его долог, и выставка продлится до конца января.