Крыша Российской государственной библиотеки стала реставрационной мастерской
Скульптурам на главном здании Российской государственной библиотеки вернут первоначальный облик. Каменные фигуры находятся в аварийном состоянии. Часть из них демонтируют и отправят в мастерские. А некоторые – восстанавливают прямо на крыше. О реставрации на высоте – Юлия Струкова.
Инженера, красноармейца, скульптора, колхозницу, рабочего, архитектора временно расселяют по отдельным комнатам. Для каждой скульптуры делают свою постройку. Это и индивидуальная мастерская реставратора. Защита от ветра, шума, осадков, холодов. В некоторых "домиках" трехметровых гигантов уже расчищают и исследуют.
"При помощи цифровых томографов, которые могут показать нам и определить с точностью, что происходит внутри этой скульптуры, что с конструктивом, возможно ли её вообще реставрировать в принципе", – говорит руководитель проекта реставрации Валерия Мартынова.
У всех бетонных скульптур разная степень сохранности. Не очень хорошая у красноармейца. Самое сложная – у девушки с книгой. Она с краю, ближе всех к открытым пространствам, площади, реке, ветер здесь сильнее.
"Проблема у них у всех примерно одна. Начинает разрушаться каркас, и он начинает дальше вскрывать саму скульптуру. Появляются трещины. В эти трещины, пошла вода, поползли туда наши горячо любимые мхи и водоросли. И всё это начинает разрушаться ещё дальше", – объясняет заместитель директора по реставрации Евгений Кочев.
Скульптуры на двух корпусах библиотеки установили в 38-м году. С тех пор комплексно не реставрировали. Впрочем, их в первоначальном проекте не планировали. Здание строили в аскетичном конструктивистском стиле. И только в 36-м было приказано украсить фасады фигурами, связанными с темами социалистического труда и знания.
Большая часть скульптур 14 из 22 расположились на корпусе А. "Работники социалистического труда и знания" смотрят на улицу Моховая. И даже в защитной сетке они монументальны. Самой изящной считают вот эту фигуру рабочего-прокатчика. Предполагают, это авторство Веры Мухиной.
Одну часть скульптур отливали в Ленинграде, другую в Москве в сжатые сроки. От идеи до установки меньше двух лет. Эскизов было больше, но многие фигуры так и не сделали. Поэтому есть повторы одних и тех же типажей.
"Весь архив Академии художеств погиб в время Великой Отечественной войны. Поэтому мы не можем установить достоверность, кому какая скульптура принадлежит, а знаем только коллектив авторов, работающих над ним. С архивом Московского этапа московской группы он погиб ещё раньше", – рассказывает директор по эксплуатации, строительству и безопасности РГБ Тимофей Щегольков.
В итоге нет сведений о конструкциях фигур, их креплении. Всё приходится познавать на практике. Тем временем большая реставрация Российской государственной библиотеки продолжается.
"Подъездная группа, первый подъезд будет запущен уже в октябре этого года, основная часть работ будет закончена", – заявил генеральный директор РГБ Вадим Дуда.
Все 22 скульптуры к следующему году планируют привести в порядок. И вновь это будет слаженный ансамбль Работников социалистического труда и знания.