Как новый Шелковый путь связывает РФ и Китай
В среду в Константиновском дворце Петербурга Владимир Путин встретился с членом Политбюро ЦК Компартии Китая, министром иностранных дел и руководителем партийной канцелярии по иностранными делам Ван И. Путин принял приглашение председателя Си посетить Китай в октябре. Там пройдет международный форум "Один пояс – один путь". Как Китай к нему готовится?
Чтобы купить самые свежие морепродукты, сюда приезжают еще затемно. Крупнейший в Даляне мелкооптовый рыбный рынок Ляоюй: крабы, гребешки, креветки... Здесь в основном все свое, местное. Но почетное место на прилавках – у крабов с Камчатки. Камчатского краба китайцы так и называют – "русский краб". Здесь и раньше предпочитали рыбу и морепродукты из России. А после запрета поставок из Японии, где с "Фукусимы" начали сбрасывать в море зараженную воду, спрос только растет. Суда из Владивостока едва успевают швартоваться.
Российский минтай. Каждая упаковка весит 22 килограмма. А их здесь сотни и сотни. Старпом владивостокской Crystal Atlantica показывает забитые под завязку трюмы. 3,5 тысячи тонн. И фуры-"бабочки" без остановки снуют по пирсу.
"Что касается российских судов, то на них приходятся более 90% всего грузооборота нашего порта", – сказал Чжоу Ихуа, менеджер порта Ляоюй.
Что-то везут на склад, откуда потом дальше – по миру, что-то – сразу на консервный завод. Его специально построили по соседству. Вся российская свежая рыба, которая поступает в Китай, сразу же из порта направляется на переработку. В соседнем цехе ее разделывают, а здесь – готовые консервы. Работают и для внутреннего рынка, и на экспорт. Это же тоже часть глобальной китайской инициативы "Пояс и путь" – вместе с логистическими маршрутами развивать и инфраструктуру вокруг них. И Далянь в этой цепочке играет важнейшую роль.
В системе координат российско-китайских торговых отношений у порта в Даляне, конечно, совершенно особое значение, ведь это крупнейшие и ближайшие к России морские ворота Китая. Поэтому львиная доля грузов приходит из России по морю именно сюда. Ну, и наоборот. За 10 лет китайский проект "Пояс и путь" опоясал Евразию (и не только) единой транспортной сетью, связав порты и железнодорожные терминалы от Вьетнама и Лаоса до северного Мурманска и даже стран Африки. И с каждым годом протяженность новых транспортных коридоров только растет, а с ней и грузопоток.
"Грузовые поезда в Европу, которые курсируют через Россию, даже не успевают нарастить количество рейсов, поэтому мы и открываем новые морские маршруты на Дальний Восток", – рассказал Чжан Хао, заместитель директора контейнерного терминала Далянь.
Здесь за все отвечают искусственный интеллект и автоматика. В кабинах кранов – никого, а у грузовиков и кабин-то нет. Работают роботы. Вот и информационный центр, куда стекается вся информация о грузах. Больше похоже на компьютерный клуб.
Далянь и море связаны так же неразрывно, как Далянь и Россия. Город же вообще основан русскими в конце XIX века и долгое время назывался Дальним. Это здесь тот самый знаменитый Порт-Артур, который теперь Люйшунь. Поэтому и главная пешеходная улица – русская. И вечера – "Подмосковные".
С Москвой тут связывают и развитие "Пояса и пути", ведь не случайно на юбилейный форум, который в Пекине состоится в середине октября, многим европейским лидерам даже не отправили приглашения, а Путина ждут в числе главных гостей.
С воздуха автомобильный терминал, как гигантская доска для игры в китайские шашки – вэйци. Только с начала года Китай отправил в Россию почти полмиллиона своих автомобилей, моментально заняв нишу ушедших с нашего рынка западных автогигантов.
"Мы экспортируем автомобили и в Северную Америку, и в Европу, в страны Африки и Латинской Америки, но с октября прошлого года видим большое количество заказов из России. Поэтому уже отправляем на Дальний Восток по три суда в месяц. Это почти две тысячи автомобилей. В основном это бензиновые машины, но растет спрос и на электрические", – отметил Цзинь Чжаосин, помощник директора автомобильного терминала порта Даюань. И даже по сравнению с прошлым годом рост более чем в шесть раз.
То же и про электронику, и про бытовую технику. Отправляют и напрямую, и через Центральную Азию. Ключевой для этого направления порт – Ляньюньган. Ряды контейнеров, из которых выстроены целые многоэтажки, здесь тянутся до самого горизонта, на несколько километров. Ляньюньган ведь не просто один из самых крупных портов Китая. Здесь вообще начинается новый Шелковый путь.
За право называться "нулевым километром" в Китае готовы поспорить многие города. Сямэнь считает себя началом Морского шелкового пути. Чунцин – железнодорожного. Это самый большой мегаполис в мире (население агломерации – почти 40 миллионов), откуда грузовые составы идут в Европу, отчего тут даже установили специальную отметку. Тем более что город привык удивлять. Едва ли не главная достопримечательность Чунцина – линия метро, проходящая сквозь жилой дом, и станция, находящаяся прямо на 9-м этаже многоэтажки. А ведь когда-то многие даже не верили, что такое вообще возможно. А теперь это и символ города, и тех нестандартных решений, которые здесь создавали.
Про "Пояс и путь" сначала ведь тоже говорили: "Невозможно". А теперь он (почти как эта линия метро) связывает страны и континенты. И пусть Запад называет это "экспансией", китайцы стоят на своем: глобальная торговля даст новый импульс всей мировой экономике.