Мастерица из Владимира коллекционирует наперстки со всего мира
- Как обычный инструмент вдруг стал настоящим произведением искусства – узнала Ангелина Свищ.
- У меня тут такая хронология, что если я захочу вспомнить, то я посмотрю и сразу же вспомню, какие были времена.
Наперсток – удобное при шитье приспособление – для Людмилы Чкаловой еще и хранитель самых разных историй. Женщина не просто рукодельница, но и диджитабулист – собиратель наперстков. Коллекционировать их Людмила Николаевна начала в 90-е . Подтолкнула на это свекровь, подарив два своих швейных раритета. Теперь они занимают главное место в коллекции.
Людмила Чкалова, рукодельница, коллекционер:
- Она шила ими. И у меня, кстати, в коллекции есть наперстки, которые подарили мне мои коллеги от своих мам. Некоторые наперсточки уже с дырочками от работы, потому что в то время, когда наши мамы и бабушки жили, они очень берегли эти инструменты.
Небольшой колпачок на палец руки не так давно можно было найти в каждом доме. Сейчас времена изменились, но наперсток не забыт. Неприметный предмет стал настоящим произведением искусства, который жалуют коллекционеры.
Глиняные, железные, деревянные, силиконовые – в коллекции у Людмилы более тысячи наперстков. Каждый из них уникален – из разных уголков не только нашей страны, но и мира.
А особую ценность для коллекционеров, как оказалось, представляют бракованные наперстки.
- Немножко брачный, неокрашенный эмалью, я покажу, это совушка – это считается у коллекционеров самое то.
Коллекция Людмилы Николаевны пополняется разными способами: во время путешествия по стране, в сувенирных лавках. Их дарят близкие и друзья – на память. Есть экземпляры из Северной Осетии, вязаные и валяные, есть с изображением городов. В каждом хранится записочка о подарившем его человеке.
Людмила Чкалова, рукодельница, коллекционер:
- Валяный наперсток от Натальи Борзовой, Наталья Золозолкова – я всех помню. Это от Надежды Высоцкой. Наперстки – они прямо греют душу, потому что это подарок от души!
История самого наперстка началась в Китае. Первые были – кожаными. В коллекции Людмилы их современный вариант, которым мастерица пользуется и сегодня.
Людмила Чкалова, рукодельница, коллекционер:
- Вот здесь у меня кожаные наперстки, они для меня очень удобны. Причем они видите, как сделаны. Он кожаный, очень мягенький, но у него есть пластиночка, такая, тоже с глубинными отверстиями, куда упирается иголочка.
Но больше всего в наперсточном собрании классических металлических колпачков: из латуни и нержавеющей стали.
Существуют разные размеры и формы, чтобы швейный атрибут можно было подобрать под любой палец.
Людмила Чкалова, рукодельница, коллекционер:
- На всех наперстках, даже декоративных, на верхушке сделаны вот такие вот углубленные отверстия, как бы иголочка упирается. Причем в советское время даже проверяли вот эту глубину, наперстки подразделялись на мужские и женские.
Наперстки могут быть и настоящими ювелирными произведениями. А фантазия человеческая безгранична. Их инкрустируют драгоценными камнями, наносят сложные узоры, делают фигурными.
Особенно привлекает внимание коллекция Ростовской финифти. Тонкие неповторимые узоры, миниатюрные изображения выполнены на эмали красками.
- Вот вокруг ни одного повторяющегося наперстка не будет. То есть у них у всех верх расписан, вы видите, по-разному, а потому что это цветы – розочка наверху, они вроде бы все одинаковые.
Помимо классических металлических наперстков, в коллекции Людмилы Николаевны есть и деревянные. Излюбленная тема у мастеров – русская матрешка.
- Матрешечки – они получаются всегда у мастера разные, он будет расписывать как по конвееру, но они всегда будут разными.
Разные они и в технике написания. Так, есть матрешка в металле, на современные лад и искусно расписанная – в гжели.
Людмила Чкалова, рукодельница, коллекционер:
- Она же девушка, в платочке, бывают еще и с передничком, если рассматривать. То есть, это и передник, и розан на платке – это любимая тема у мастеров.
Для Людмилы Чкаловой каждый новый наперсток – окно в мир ремесленных традиций и культурных особенностей разных народов.
Ее коллекция – яркая и многообразная – доказывает, как важно ценить самые незначительные детали вокруг нас.
Ангелина Свищ, Александр Чунаев "Вести-Владимир"