Фасаду доходного дома Бадаева в Петербурге вернули исторический цвет
В Петербурге завершается очередной этап реставрации доходного дома Бадаева. Десять лет назад там случился скандал. В ходе неквалифицированных работ было обезображено лицо одной из нимф, украшающих здание. Сейчас ей вернули былую красоту. А фасаду – исторический цвет. Подробности – у Жанны Скворцовой.
Оставив внизу страх высоты и захватив с собой инструменты стоматолога, скульптор Максим Гречухин каждый день поднимался под самую крышу. Расчистив старую штукатурку, скульптор попытался в точности повторить работу своих предшественников, не внося правки в авторскую задумку. А вот кто изуродовал лет 30 лет назад нимфу музыки, так и осталось загадкой. В 2013 году во время реставрации фасада дома Бадаева по улице Восстания ей, увы, не смогли вернуть первоначальный облик. На горожан опухшими глазами смотрела "степная баба" – так прозвали каменную девушку с неудачной пластикой.
И вот разительная перемена. "В данном случае это копия, можно сказать, с подлинного оригинала изображения, которое, к нашему счастью, сохранилось на фасаде со стороны улицы Жуковского", – отметила зампредседателя Комитета по государственному контролю и охране памятников истории и культуры Александра Комиссарова.
Чтобы воссоздать утраченный лепной цветочный орнамент Роману Носачеву тоже пришлось подняться на высоту. Сделать все необходимые обмеры. Ирисы, маки и розы – расцветали уже в мастерской. Сначала изготовили силиконовые формы, потом объемные гипсовые фигуры – такие видно издалека.
Восстановили на фасаде и уникальную плитку. За это взялся скульптор Сергей Зинов, он 35 лет увлекается майоликой. А тут керамика из мастерских самого Петра Ваулина. "Все это пришлось колеровать французскими холодными красками, причем лессировками, чтобы этот эффект оставался – люстровый, перламутровый. Пришлось серьезно помучатся", – рассказал скульптор Сергей Зинов.
Изучая иконографию керамический плитки, авторы реставрационного проекта разгадали главный секрет дома Бадаева. В 2013 году фасад по улице Восстания выкрасили в розовый. Цвет бедра испуганной нимфы, как описала его одна светская дама в своих дневниках. Эксперты решили изучить другие архивы. Статья в столетнем журнале, где рекламировали плитку Ваулина, помогла вернуть исторический цвет. Автор заметки отметил, как прекрасно смотрится керамика на фасаде в серых тонах.
"Именно таких серых тонов. Как бы и бедро испуганной нимфы и вроде бы серый. Мы понимаем, что это все-таки теплая гамма, приближенная к цвету человеческой кожи, то есть это светлый тон, но в то же время нимфа испугалась и кровь отлила от ее бедер", – пояснила Александра Комиссарова.
Работа скульпторов и реставраторов, иногда, кстати, довольно опасная уже закончена. Совсем скоро начнут разбирать эти конструкции, и уже в октябре Петербург оценит ювелирную работу мастеров.