11 октября 2023, 21:02 11 октября 2023, 22:02 11 октября 2023, 23:02 12 октября 2023, 00:02 12 октября 2023, 01:02 12 октября 2023, 02:02 12 октября 2023, 03:02 12 октября 2023, 04:02 12 октября 2023, 05:02 12 октября 2023, 06:02 12 октября 2023, 07:02

В Архангельске завершилась экспедиция, участники которой преодолели путь в 700 километров из Великого Устюга

  • В Архангельске завершилась экспедиция, участники которой преодолели путь в 700 километров из Великого Устюга
  • Картинка
    Карбас, построенный по древним технологиям, отправится к таинственной Мангазее
  • В Архангельске завершилась экспедиция, участники которой преодолели путь в 700 километров из Великого Устюга
По Сухоне и Северной Двине они сплавлялись на карбасе. Путешествие стало частью проекта "Мангазейский морской ход", который посвящен истории русских первопроходцев.

Если б в 17 столетии были видеокамеры, то они наверняка бы также чарующе зафиксировали покорение заморских земель на карбасе. Снятое в наши дни – поклон той эпохе и часть документального фильма о проекте "Мангазейский морской ход". Эти звуки привлекли внимание, пожалуй, всей Москвы. Столичный Политехнический музей и Товарищество поморского судостроения решили вспомнить об истории русских первопроходцев. Получили поддержку президентского фонда культурных инициатив. Лето ушло на возведение карбаса – стройматериал привезли из Поморья. В середине сентября Великий Устюг стал отправной точкой путешествия. И лишь пару дней назад карбас пришвартовался к архангельскому берегу. Сегодня его можно рассмотреть на верфи Товарищества поморского судостроения.

Артемий Заварзин:"Ни единого гвоздя – судно сшито из еловых досок, которые соединены между собой вицами, то есть еловыми ветками. Несмотря на то, что карбас преодолел по воде около 700 километров, до сих пор ощущается стойких запах дегтя и смолы, которыми обрабатывали корпус. На корпусе есть и имя карбаса – "Матера". Так в старину называли матерый, коренной берег. То есть – родной. Именно тот, к которому стремятся все моряки, возвращаясь из дальнего плавания".

Но почему же плавание нарекли "Мангазейским морским ходом"? Руководитель проекта Евгений Шкаруба объясняет: именно таким маршрутом – через Сухону и Двину – четыре столетия назад шло освоение Сибири, а в верховьях Оби появился заполярный город Мангазея. Об этом смогли узнать и слушатели лекций в местах остановок карбаса – а это Котлас, Верхняя Тойма, Усть-Ваеньга и Холмогоры.

Евгений Шкаруба, руководитель проекта "Мангазейский морской ход":"Рассказывали, как осваивалась Сибирь, как строили лодки, вообще о мореплавании, путешествиях, у нас была очень такая благодарная публика".

Перед публикой выступали члены экипажа – ученые, волонтеры, бывалые моряки. Рассказывали, что карбас по надежности не уступает современным малым судам. Но перед стихией – все равны!

Максим Матвеев, участник проекта "Мангазейский морской ход":"Северная Двина показала весь свой свой характер. Был шторм, когда мы целый день лавировались, со встречным ветром, с волной в метр".

В следующем году через Белое море карбас возьмет курс к тому самому матерому берегу реки Обь. На территории уже несуществующей Мангазеи завершится экспедиция, а вместе с ней и съемки документального фильма.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация