Ушел из жизни композитор Геннадий Гладков
На 89-м году ушел из жизни композитор Геннадий Гладков – блестящий мелодист и стилизатор. Главными качествами музыки для кино и театра он считал простоту и способность вызывать у зрителя мгновенный отклик. Яна Музыка продолжит.
В роду у Геннадия Гладкова было много музыкантов: дед, отец, дядя. Композитор говорил, что родился он под звуки музыки, буквально.
"Самый главный подарок мне сделали при рождении, в первый день. Когда я выходил из роддома, меня встречал весь джаз под управлением Александра Наумовича Цфасмана, где мой отец играл аккордеонистом и вторым пианистом. Они в вестибюле сыграли встречный марш – видимо, это вот и было самое потрясающее день рождения", – признавался однажды Геннадий Гладков.
В доме родителей звучали классика, джаз и народная музыка. Шутил, чтобы в такой обстановке не стать музыкантом, надо быть совсем безслухим. А это первый в его жизни опыт кинокомпозитора, тогда Гладков был студентом консерватории.
Двери в кино Гладкову открыл школьный приятель – актер и режиссер Василий Ливанов. Потом к старинным друзьям примкнул поэт Юрий Энтин и три товарища создали самый известный советский мультмюзикл – "Бременские музыканты". Поклонники и не догадывались, что слышат не только музыку Геннадия Гладкова, но и его голос.
Но была у Гладкова и настоящая вокальная партия.
Друзья и коллеги уверяли, в нем жил еще и артист. Не упускал возможность что-нибудь изобразить. Странным образом подвыть, прошипеть за какого-то гада, пропищать за какую-то птаху. С детства его вдохновение – сам звук. "Когда я слушал джаз, то я молчал. Как только джаз заканчивался, я начинал плакать. Это меня всегда вдохновляло. Ощущение звуков меня волновало всегда", – говорил Геннадий Гладков.
Режиссеры-мультипликаторы объясняют, композиторам которые создают широкие полотна очень трудно работать со специфическими задачами анимации. Например, 25 секунд темы, а на 26-й – акцент. Гладков умел попадать в нужную кадр, музыка точно ложилась на изображение.
"Это шедевры киномузыки и секрет здесь не только в мастерстве написания музыкального материала, но в невероятном наполнении собственной щедрой, доброй энергией. Именно поэтому его мелодии искренне отзываются в сердцах как молодых людей, детей, так и взрослых", – говорит композитор Кузьма Бодров.
Обстоятельства, в которых рождалась музыка Гладкова, уникальны: он писал, зная, кто потом это сыграет и споет. Например, в этом случае понимал, герой будет обаятельным мерзавцем.
Владимир Дашкевич, композитор: "Его сочинения такие как "Обыкновенное чудо" – это вершина мировой лирики в кино: не только советской, но и мировой. Он открывал новые законы гармонии, строил мелодию так, как никто не строил до него, и, пожалуй, после немногие могли это делать".
Почти 150 его произведений можно услышать в кино и мультипликационных фильмах, а также на театральных площадках. С экранов музыка Гладкова давно переместилась в симфонические залы – все-таки один из лучших и узнаваемых мелодистов.
"Ещё буквально неделю назад мы записывали его старый мюзикл, и он присутствовал на этих записи. Он был человек в абсолютно полном расцвете своих творческих сил. Мы все подпитывались от него на этой записи. Я думаю, что память о нём будет жить всегда у нас. И наш оркестр, который столько фильмов с ним записал и столько музыки его исполнил. Он всегда будет помнить этого замечательного человека", – поделился художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, народный артист России Сергей Скрипка.
Критики часто говорили, что Гладков чувствует "звучание времени". Сам композитор считал, что его музыку любят благодаря искренности. Уверял: самое великое искусство – это жизнь.
Ушел Геннадий Гладков внезапно, 16 октября вечером он собирался в театр на показ своей оперы "Старший сын". Произведение Гладкова продолжают звучать с экранов и на сцене.