"Пустой холст – лучшее произведение": волгоградский художник Георгий Матевосян отмечает 75-летие
В мастерской Георгия Матевосяна, кроме электрического, кажется, еще один источник света. Сами картины наполняют ее сиянием и теплом. В большинстве работ – вода, небо, и то, что нельзя увидеть, но можно написать, нанося тонкие полупрозрачные краски друг на друга.
Вглядываться в эти работы – все равно, что путешествовать по мирам, которые художник придумал. Или угадал? Философские сюжеты прячутся. Или, напротив, открываются? Это совсем новая картина, к которой название еще не пришло.
"Здесь настолько перекликается небо и сюжет, где скульптура Георгия Победоносца работы Донателло. Это как анекдот – нельзя его досконально рассказывать, пояснять. Так и с картинами – нельзя досконально объяснить, что было в голове у художника, какой замысел. Это работа искусствоведов", – рассказывает художник.
Работы Георгия Матевосяна находятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом. Четыре картины – в Волгоградском музее изобразительных искусств. На январь следующего года запланирована персональная выставка, – сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ". Искусствоведы с удовольствием исследуют художественное пространство мастера – философски наполненное и психологически правдивое.
"На первый взгляд кажется, что это нереалистический мир. Но если более глубоко погружаешься, то понимаешь, что он условно нереалистический, а на самом деле он реалистический. Мы это видели, мы так переживали, мы так мечтаем. Если говорить о каких-то философских идеях, то это живой принцип микро- и макрокосмоса, то есть как в одной капле может отразиться вот этот большой мир", – отмечает старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. Машкова Фатима Нагой.
"Я нахожу основную задачу своего творчества в том, чтобы люди получали успокоение, умиротворение, добро. Зла у нас и так хватает", – говорит Георгий Матевосян.
В живописных размышлениях о вечном переплетается пространство и время. Кстати, когда художник у холста, оно останавливается. Георгий Грантович вспоминает, как попросил сына, который заглянул в мастерскую, минут пять подождать. Оставалось нанести лишь пару штрихов.
"Доделал, положил кисточку. Он говорит: "Пап, такой энергии, такого взгляда я не видел". Оказывается, прошло полтора часа. Такой экстаз, такая эйфория. Когда творишь картину, ты не здесь, где – не знаю", – говорит о творчестве художник.
Почти все время прожил в Волгограде, не мыслит жизни без Волги. Георгий Матевосян – мастер многогранный. По образованию архитектор, освоил ювелирное мастерство. Достиг высот в каждом виде искусств, за которые брался.
"Я не могу сказать, что я архитектор, живописец, ювелир или сценограф. Здесь все переплетается. Когда занялся ювелирным делом, архитектурное образование применил и там: композиция, материал, тектоника", – отмечает Георгий Матевосян.
Своих "красок" Георгий Матевосян добавил в театральную жизнь Волгограда. Как сценограф оформил ряд постановок в "Царицынской опере". Анна Девяткина, заслуженная артистка России как в мастерской среди картин, так и на сцене среди декораций чувствует энергетику автора. Художник помогает актерам перемещаться в разные эпохи и обстоятельства, перевоплощаться в своих героев.
"Важно, что окружает. Помогает ли тебе то, что окружает, в твоей работе? Создать этот образ, передать атмосферу, эпоху, этот стиль. Мне очень нравится "Кармина Бурана", "Князь Игорь", – рассказывает заслуженная артистка России Анна Девяткина.
Георгий Матевосян принимает поздравления с 75-летием. Признается, когда подходит к холсту, чувствует себя юным, даже больше – ребенком. Мастер ведет занятия в детской студии и не перестает восхищаться тем, как творят дети. Одно из произведений – "крупнолицый портрет" – находит потрясающим. Просто ребенок так видит свою маму.
"Ребенок смотрит снизу. Он видит у мамы такую крупную челюсть. Они же маленькие, пять лет – маленького росточка. Такой красивый фон с переходом, солнечная она такая. Она маму видит хрупкой и в то же время видит ее темные волосы. Не надо становиться художниками всем подряд. Когда дети учатся рисовать, они учатся видеть. Когда они выходят на природу, смотря на закат, они видят все переливы цвета", – говорит художник.
Пожалуй, сама золотая осень в день рождения поделилась с ним своими лучшими красками. Вдохновение, счастье и труд. При таком заряде и сейчас, когда за плечами полвека творчества, самое интересное все-таки впереди.
"Я подхожу к пустому холсту – это самое хорошее произведение, которое есть у художника. Потому что он может представить все, что угодно", – говорит Георгий Матевосян.