Более 40 портретов кисти Рубенса представили в Лондоне
Выставка "Рубенс и женщины" открылась в старейшей художественной галерее Великобритании Dulwich. Организаторы решили разрушить стереотип о том, что фламандский мастер писал только один типаж женщин. Так кто же его вдохновлял, узнала Алия Шарифуллина.
В среднем посетитель музея тратит на рассматривание одной картины 27 секунд. Но этот небольшой портрет способен остановить возле себя надолго – от девушки с прозрачными русалочьими глазами трудно отвести взгляд. Обычно картины Рубенса поражают яркими красками и стремительным движением. Здесь ничего этого нет. Девушка в белой одежде неподвижна, не спешит вступать в диалог. А вопрос к ней возникает сразу: "Кто ты?". Впрочем, этот вопрос здесь всплывает часто.
"Когда говорят: "Рубенс и женщины" сразу вспоминаются образы его пышных "граций". Есть даже специальный термин "рубенеск" для описания упитанных дам. Но этой выставкой мы хотим разрушить стереотип о том, что Рубенс на протяжении всей жизни писал только один конкретный типаж. Это не так. Здесь галерея портретов самых разных дам", – поясняет куратор выставки Эми Оррок.
Привычные "Рубеновские женщины" – как весомый во всех смыслах эталон красоты, здесь, конечно, есть. Но плоть – только часть истории, рядом – и дух. По мнению многих искусствоведов, "телесное изобилие" от Рубенса можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени. Пышность фигур – не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ. Религиозной и мифологической живописи художника посвящен целый зал. Невероятная свобода кисти, при этом никакой дерзости и нарушение канонов.
"В этих образах женщин – исследование души, а не тела. Кисти Рубенса были подвластны все тонкости переживаний, чувств и эмоций. Эти полотна художника показывают нам, насколько он был внимательным и многогранным в изображении женщин", – рассказывает искусствовед Табиш Хан.
От камерного женского портрета до политического заявления в жанре ню. В изображении женщин Рубенс был действительно многогранен. Об этом на выставке говорят 40 работ. Своеобразной особенностью художника была его нелюбовь к портретам. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии или приятные сердцу дамы – покровительницы, жены, дети, музы.
"У Рубенса была репутация художника-суперзвезды. У него были деньги, слава, почести, образование, Рубенс говорил на шести языках. Это своего рода история мужского успеха. Но если углубиться в историю жизни художника, мы видим, какие женщины его окружали и как они повлияли на его жизнь и творчество", – добавляет куратор выставки Эми Оррок.
То, что объединяет всех этих дам, – живость лиц и живость тела. Они свободные, честные. Полотна знаменитого фламандца из мировых галерей и частных коллекций, а также архивные материалы раскроют творчество художника с иной стороны, обещают кураторы. Многие работы Рубенса в Великобритании представлены впервые.