Рейх возвращается? Что происходит в Европе
Вечером 17 октября в Берлине загорелся Нойкельн. Огонь – из всех видов фейерверков, пылающие мусорные баки. Можно было бы подумать, что местная молодежь раньше срока отмечает Новый год, если бы не полицейский спецназ и водометы. Сотни задержанных, по сообщениям властей, около 60 правоохранителей получили ожоги и травмы. Мусульманский район отреагировал на удар по больнице в секторе Газа.
Как раз в это время 45-летний тунисец катается на скутере по Брюсселю. Он в ярком жилете, с автоматической винтовкой. Его ликвидируют только утром, когда он уже успеет застрелить двух шведских футбольных болельщиков, которые разместили на своей машине израильский флаг. Настоящие террористы не кричат "Свободу Палестине!" и не жгут костры на проезжей части, как это было в Берлине.
12 часов ночи. В центр города нагнали полиции – боятся беспорядков. Не хочется оказаться правым, но за молчание политиков будут расплачиваться не они, а рядовые европейцы. На рождественских ярмарках, в кафе и ресторанах, просто на улицах. Такое уже было и может повториться. Чего точно не будет, так это Бранденбургские ворота никогда не подсветят в цвета палестинского флага.
Немецкие политики избегают комментариев на тему бомбардировок гражданских объектов в секторе Газа. Главный тезис: "Израиль имеет право на самооборону". Сообщения об ударе по больнице в Газе СМИ не сопровождают душераздирающим видеорядом. Все они вместе – власти и медиа – заняты обсуждением более важной, с их точки зрения, темы. Тема, конечно, не из последних.
"Это позор, что мы сталкиваемся с антисемитизмом и ненавистью на наших улицах, что люди могут собраться и выплеснуть ненависть к Израилю и евреям, что евреи подвергаются насилию – вербальному, эмоциональному, физическому", – считает Кай Вегнер, бургомистр Берлина.
На неделе в сети появились фотографии: на дверях подъездов якобы стали рисовать шестиконечные звезды, помечая места проживания евреев, как это делали в рейхе. В центре города пылись поджечь синагогу – кинули две бутылки с зажигательной смесью. Без последствий. Но сам факт! В другой раз может и разгореться. Сейчас вокруг той самой синагоги железный забор, по углам – полиция. И так везде. Все еврейские религиозные и социальные объекты – школы и детские сады – взяты под плотную охрану. И это понятно.
С другой стороны, люди, которые выходят на демонстрации, может быть, даже участвуют в стычках с полицией, в подавляющем большинстве не поддерживают ХАМАС. Они требуют от Запада признания палестинского государства и уважения его границ. Почему же этот вопрос в Европе так завязан на антисемитизме? Только ли живущие здесь арабы в этом виноваты?
38 из почти 200 стран – участниц ООН в 1988 году признали государственный суверенитет Палестины. И если взглянуть на карту, станет понятно, что те, кто не признал, и есть тот условный коллективный Запад, который в прошлом противостоял СССР, а сейчас воюет с Россией.
Отрицание палестинского государства – это инструмент холодной войны, в ходе которой через Израиль и его агрессивное самоутверждение в кругу соседей США проецировали свое влияние на Ближний Восток. И делают это до сих пор. А расплачиваются в прошлом европейские метрополии, наводненные жителями бывших колоний. Наверное, лучшей защитой еврейских общин от гнева "арабской улицы" было бы признание "просвещенной" Европой права палестинцев на свой, не такой уж и большой кусок земли, собственные флаг и гимн. Потому что то, что предлагает Шольц, на длинной дистанции не сработает.
"Власти, ответственные за проведение собраний, должны быть четкими и не допускать собраний, на которых совершаются подобные преступления, и есть опасения, что будут выкрикиваться антисемитские лозунги, прославляться смерть людей и все то, что мы не можем здесь принять. Здесь тоже нужна четкая грань, и мы вместе показываем ее в Германии", – заявил Олаф Шольц.
Немецкие власти пока выбрали простую стратегию: затоптать любое выступление в поддержку Палестины ногами полицейских. На всякий случай запретили палестинские флаги. По понятным причинам в Германии боятся, как бы чего не вышло, и иной раз это – самый надежный способ попасть в идиотское положение. Мехмет Ата, пресс-секретарь МВД Германии, пояснил:
- В Германии каждый имеет право выражать свое мнение и выходить на демонстрации. Но граница проходит там, где начинается уголовное право.
- Поднятие флага Палестины на демонстрации находится в компетенции уголовного права?
- При разрешении или запрете демонстраций компетентные органы должны проверять, могут ли быть совершены преступления.
Когда власть не по факту совершения преступления, а на глазок, сверяясь с собственными представлениями, начинает определять границы свободы слова и свободы собраний, демократия заканчивается, начинается диктатура. Когда министр иностранных дел Германии принимает одну из сторон чужого конфликта явно в ущерб национальным интересам и общественному спокойствию, это ничего. Это просто Анналена Бербок.
"В эти ужасные дни мы, народ Германии, стоим вместе с вами, переживаем вместе с вами. В эти дни мы все – израильтяне", – говорит она.
Мало кто из немецких политиков может говорить вот так, сразу за всех, хотя горячих голов хватает. Парламентский деятель Родерих Кизеветтер, например, утверждает, что немецкие солдаты готовы жизнь положить за Израиль. После таких слов в Бундесвере возможна утечка кадров. И вообще, тезис, что израильская безопасность есть национальный интерес Германии, хоть и тиражируется в больших количествах, слабо подкреплен реальными возможностями, которыми располагает Германия. Опять лицемерие. Или даже мошенничество.
"Что будет делать Берлин, если его деклараций о солидарности, дипломатических стараниях и передаче Израилю двух дронов окажется недостаточно, чтобы удержать "Хезболлу" от нападения на Израиль? Действительно ли Германия захочет отправлять солдат на войну с "Хезболлой" или для городских боев в секторе Газа? Или бомбить Тегеран TAURUS? Даже если Берлин захочет поставить оружие, придется либо потрошить дальше Бундесвер, либо сокращать помощь Украине", – пишет FAZ.
Но кого это волнует? Ни за свои слова, ни за свои действия они не привыкли отвечать. С трибуны Гудзоновского института в Вашингтоне Урсула фон дер Ляйен с безапелляционным видом и непререкаемым тоном несет полную ахинею, которая непростительна студенту-первокурснику. Она путает суннитов и шиитов, ХАМАС и "Хезболлу". Учитывая это, было бы странно, если бы поток ее сознания не захватил бы еще и Россию. Захватил.
"Иран, хозяин ХАМАС, хочет подлить масла в огонь хаоса. Россия – клиент Ирана военного времени – внимательно наблюдает. Россия и ХАМАС одинаковые", – считает Урсула фон дер Ляйен.
А вот это Израилю не нравится. В Тель-Авиве не хотят смешивать свои проблемы с украинскими даже в коллективном бессознательном. Уж как человек с Банковой рвался совершить визит солидарности, но ему дали от ворот поворот: шутят, что Зеленский – первый еврей, которого не пустили в Израиль. Кстати, список невъездных туда явно станет больше. В него, например, могут войти основатель рок-группы Pink Floyd Роджер Уотерс, звезды мирового футбола Карим Бензема, Месуд Озиль, Нуссаир Мазрауи. Все они, несмотря на грозящие неприятности, высказались в защиту палестинцев. И, кстати, на заметку Бербок из немецкой партии "зеленых": икона природоохранного движения Грета Тунберг тоже Stand with Gaza. И чтобы ни говорил глава Евросовета господин Мишель, ей этот плакатик не в Кремле нарисовали.
"Есть одна страна, которая косвенно выигрывает от серьезной эскалации насилия в регионе, – это Россия. Она будет пытаться и уже начала пытаться использовать ситуацию, чтобы нагнетать нарратив против Евросоюза, против партнеров Евросоюза, чтобы показать, что в мире есть люди, которые хотят защитить многосторонность, но в то же время они демонстрируют двойные стандарты. Давайте не попадать в эту ловушку", – говорит Шарль Мишель.
Голос из ловушки. Они уже там. Десятилетиями Евросоюз подбрасывал палестинцам на бедность, чтобы как-то выживали, чтобы не подвергали сомнению их порядок: своим все, остальным – правила. Но это, похоже, заканчивается.
Вот и The Financial Times пишет:
"В шквале экстренных дипломатических визитов, видеоконференций и звонков западные официальные лица были обвинены в том, что, поспешив осудить атаку ХАМАС и поддержать Израиль, они не смогли защитить интересы двух миллионов палестинцев. Это свело на нет усилия по достижению консенсуса с ведущими государствами так называемого Глобального Юга (Индия, Бразилия, ЮАР) относительно необходимости поддержания глобального порядка, основанного на правилах. "Мы проиграли битву на Глобальном Юге, – сказал один из высокопоставленных дипломатов G7. - Забудьте о правилах, мировом порядке. Они больше никогда не будут нас слушать".
Звучит как приговор самим себе – хозяевам жизни, людям первого сорта. Их собственному высокомерию и подлости. А такой приговор комментировать – только портить.