27 октября 2023, 08:32 27 октября 2023, 09:32 27 октября 2023, 10:32 27 октября 2023, 11:32 27 октября 2023, 12:32 27 октября 2023, 13:32 27 октября 2023, 14:32 27 октября 2023, 15:32 27 октября 2023, 16:32 27 октября 2023, 17:32 27 октября 2023, 18:32

В руки архангельских реставраторов попал уникальный экспонат – слюдяной фонарь середины 18 века

  • В руки архангельских реставраторов попал уникальный экспонат – слюдяной фонарь середины 18 века
  • Картинка
    Уникальный старинный светец из Шенкурского музея обретает вторую жизнь
  • В руки архангельских реставраторов попал уникальный экспонат – слюдяной фонарь середины 18 века
Сейчас перед началом работ мастера изучают раритет. А другой старинный предмет позапрошлого столетия уже готов отправиться домой – в Шенкурский краеведческий музей.

Светлана Синицына:"Глядя на этот раритет начала 20 века, так и хочется затянуть старинную русскую песню – "Догорай, гори, моя лучина!". Это светец – нехитрая, но своеобразная подставка для лучины – одной или нескольких. Когда их зажигали, в избах становилось светло".

Столетие назад для безопасности в деревянное корытце наливали воду, клали снег или песок. Лучина горела, угольки осыпались. Но случалось, судя по следам ожогов, дерево прогорало. Деревянную чашу заменяли другой, – вся конструкция разбиралась. И каждый раз мастер мог проявить свою фантазию и украсить светец по своему вкусу.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:"Была задача сохранить все следы бытования, всю эту аутентичность, и передать эту эпоху времени, даже следы прошлых ремонтов мы не стали удалять. Укрепили, обработали древесину, закрыли все защитным слоем, обработали металл".

Светец отправится на родину в Шенкурский краеведческий музей. А на очереди другой уникальный экспонат – слюдяной выносной фонарь начала 18 века.

"Вот эта часть, она металлическая, вот эта вся часть уже из дерева. Снизу тоже дерево и металл. Внутри металла чаща под свечу".

Еще на фонаре роспись и слюдяные окошки. Раритет из фондов Архангельского краеведческого музея. Первый этап работ – знакомство со старинным предметом, изучение конструкции, которая по форме и декоративным элементам символизирует Небесный град Иерусалим. "Фонари-иерусалимы" на Севере называли "ходовыми". Они были очень популярны в 16 и 17 веках. Использовали их в храмах во время крестных ходов. Этот слюдяной светильник из Надвоицкой церкви, что на реке Выг в Карелии, которая сгорела в 19 веке. Пострадал и позолоченный фонарь, но уцелел.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":"И священник рассказывает, что надо бы обновить фонарь, он старый. Обновили резные детали и отправили все это вместе взятое в Архангельск в Епархиальное древлехранилище. Таким образом в Архангельске оказался этот удивительный памятник, который связан с мастерством резчиков и мастеров слюдяного промысла Поморья".

Раньше слюду добывали на карельском берегу Белого моря. За границей ее называли "московицкое стекло". Минерал отличался прочностью, термостойкостью и хорошо пропускал свет. Но когда появилось настоящее стекло, надобность в слюде отпала. Сейчас для реставрации ее с трудом нашли в Иркутске. Предстоит обработка металла, укрепление красочного слоя и древесины, восполнение утрат, и установка недостающих фрагментов слюды.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели и металла Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:"Авторская слюда останется обязательно. Наша задача – все что сохранилось, все это и сохранить".

Основной принцип в работе реставраторов, впрочем, как и у врачей – главное не навредить.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация