В Москве открылась выставка "Сергей Рахманинов: "Я – русский композитор"
Осень 1917-го. Большевики у власти. Сергей Рахманинов позже вспоминал: "Как только я ближе столкнулся с теми людьми, которые взяли в свои руки судьбу нашего народа и всей нашей страны, я с ужасающей ясностью увидел, что это начало конца, конца, который наполнит действительность ужасами. Анархия, царившая вокруг, безжалостное выкорчевывание всех основ искусства, не оставляли надежды на нормальную жизнь в России". Он уехал. С женой и детьми.
Рахманинов уехал и твердил потом четверть века "Я – русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская". Четверть века его друзьями оставались и становились только соотечественники. Одна только семья Стэйнвэй, производителя роялей, была исключением. "Я – русский композитор" – эти слова использованы для названия выставки, посвящённой 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Это совместная работа Национального музея музыки и Государственной Третьяковской галереи.
Выставка занимает один зал, здесь звучит музыка Рахманинова. Главная задача – погрузить в атмосферу, в которой жил и творил композитор, – прежде всего, через живопись. По периметру зала – полотна русских реалистов XIX века, многие из этих пейзажей Рахманинов не раз наблюдал. Например, бывал на даче у Коровина, – на своем полотне ее изобразил Виноградов.
"У Коровина на даче бывал и Шаляпин, которого он изображает на картине. Ну и все они вместе: Коровин, Шаляпин и Рахманинов, безусловно, очень часто проводят летние месяцы в имениях и на дачах, и в том числе в Ивановке", – рассказала куратор выставки Елизавета Павлычева.
Рахманинов вырос вблизи Великого Новгорода и не раз видел фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалёве. Правда, в первозданном облике. Фрески значительно пострадали во время Великой отечественной. В центре зала – высокие колонны. Это символ духовных стремлений Рахманинова, которые отразились в его сочинениях. Здесь, например, рукопись Концерта номер один для фортепиано, первая редакция. Композитор написал ее еще будучи студентом консерватории, и диплом о ее окончании – тоже здесь.
"Когда подходит время дипломной работы, выдается задание на тему поэмы Пушкина "Цыганы" нужно написать оперу. Никто из его однокурсников не справился. Сергей Рахманинов за 19 дней пишет оперу "Алеко", – поделился генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
В Российском национальном музее музыки, который выступил организатором этой выставки – 3700 единиц хранения из архива Рахманинова. Он начал формироваться в 1915 году – тогда сам композитор отправил в Музей автограф симфонической поэмы "Остров мёртвых". Сергей Рахманинов написал это произведение, увидев одноименную картину Бёклина – для выставки её предоставил Государственный Эрмитаж. Поэму композитор создал уже не в России – в Дрездене.
В эмиграции Сергей Рахманинов вёл замкнутый образ жизни: не любил давать интервью, избегал публичности. Поэтому на афише выставки – вот такой образ Рахманинова – человек, закрывающий лицо руками от вспышек фотоаппарата.
На этом снимке – не Рахманинов. Его сделали специально к выставке. Но случай с закрытым лицом вполне реальный, это произошло после одного из концертов в Нью- Йорке. Рахманинов писал: "Лишившись Родины, я потерял самого себя". Композитор хоть и немного, но всё же писал сочинения за границей. Последнее – оркестровая сюита "Симфонические танцы", созданная за три года до смерти.