Клуб "Сине Фантом" представил работы участников творческого объединения "Луч"
"Параллельное кино" в Электротеатре Станиславский. Клуб "Сине Фантом" представил работы участников творческого объединения "Луч". Это группа авторов, которые познакомились на курсе в петербургском Доме радио, там они вместе смотрели, обсуждали и снимали кино. Подробности у Станислава Анисимова.
Нечастое явление, когда современный киноавангард становится не экспонатом на очередной выставке молодых художников, а предметом обсуждения в киноклубе. Объединение "Луч" образовалось из группы кинематографистов, встретившихся на специальном курсе в Петербурге этой весной. Впрочем, как часто бывает, вокруг него уже начала складываться своя мифология.
"Объединение "Луч" – это такое сообщество кинематографистов, которое как будто было всегда. Мы уже не помним, когда оно появилось. Оно периодически появляется, периодически как-то пропадает. Нас несколько. Это некая группа, к нам кто-то приходит, кто-то от нас уходит. У нас равные условия для кинопроизводства", – сообщает куратор программы Тихон Пендюрин.
"Я очень люблю творчество Тихона, который давно уже существует в кинопроцессе, в том числе занимается постпродакшеном разных фильмов. Сейчас я с радостью констатирую факт, что уже несколько лет Тихон вышел в режиссуру", – рассказывает руководитель киноклуба "Сине Фантом" Глеб Алейников.
На вечере зрителям были представлены сразу несколько короткометражных работ в одном сборнике. У многих вообще нет титров, отказ от авторства – один из главных принципов участия в этом объединении. Нечеткая картинка, размытость взгляда – авторы как будто робко настраивают свою оптику, и в процессе этой настройки пытаются поймать то, что ускользает от взгляда институционального кинематографа.
"Мы как объединение совершенно самостоятельные единицы, которые в один момент сложились во что-то и назвались "Лучом". Я просто хотел что-то снимать, я развлекался", – делится участник кинообъединения "Луч" Александр Зубковский.
Ставка сделана на изображения. В работах участников объединения "Луч" фактически нет закадрового текста, он может появиться на экране в виде бегущей строки или надписи на стене. Само изображение деформировано, оно может распадаться на составные части, быть затемненным или наоборот, сверхрезким. Логика монтажных склеек не всегда считывается.
"Луч" – это такое экспериментальное направление, потому что условно там все было разрешено. Не было никаких рамок, какого-то канона. И исходя из этого, ты как бы мог делать, что ты хотел, но при этом состыковываясь со средой, в которую ты попал", – объясняет участница кинообъединения "Луч" Настасья Лапшина.
Одну из главных идей луча можно сформулировать так: "Съемочный процесс важнее результата". И это довольно дерзкое и многообещающее заявление.