Историки и археологи во время экспедиции отыскали, возможно, самый старый деревянный жилой дом Иркутской области
Из витрины специально для того, чтобы мы могли снять, достает находки Евгений Инешин. Теперь это все — экспонаты. Очень важные. Для ученых вообще драгоценные. Если сказать современным языком — фурнитура для стариного окна. А вот и деревянная атрибутика.
Им не менее трех с половиной веков, говорят историки. Самый старый жилой деревянный дом чудом сохранился в селе Шеметова Качугского района. Участники историко-этнографической экспедиции пединститута Иркутского госуниверситета обнаружили постройку. Ее значимость поняли сразу.
"Вот этот ставень с того самого старинного дома. Древность можно определить, допустим, по стеньге — она необычной формы и запиралась строго изнутри. Или вот этот навес — посмотрите. Для сравнения, дом позже построенный, у него навес уже такой", — говорит корреспондент Елена Малышкина.
Предварительные результаты дендрохронологических исследований показали — деревья для постройки дома срубили в XVII веке, если точнее — в 1653 году. Углы и окна выдали древность избы. На этой 3D-модели видно все до мельчайших деталей — окна "косящатые", очень маленького размера, рублены в "обло с остатком", и, конечно же, впечатляет размер самих бревен.
"Диаметр бревен 57, 62 сантиметра. Можете себе представить, это какой силой надо было обладать, чтобы такими бревнами манипулировать при стройке, складывать этот сруб", — говорит заведующий учебной лабораторией археологии Педагогического института ИГУ Евгений Инешин.
Неподалеку от Шеметова Верхоленск расположен, был он когда-то уездным городом и очень важной транзитной точкой на карте Сибири. В XVIII веке и тут тоже проходил караван Великой северной экспедиции Витаса Беринга.
"И если даты подтвердятся, то эта изба видела, как эти 80 возов поздней весной двигались к туда, к Верхоленску. И там уже предстоял долгий спав по Лене", — говорит заведующий учебной лабораторией археологии Педагогического института ИГУ Евгений Инешин.
Древний дом, конечно же, нужно беречь. Он хоть и в списках объектов наследия, но состояние более чем аварийное.
"Сейчас снег попадает внутрь, он нуждается в закрытии территории для того, чтобы препятствовать проникновению посторонних людей. Он нуждается в охране, он нуждается в надзоре — сегодня это основные направления, по которым стоит действовать", — говорит региональный координатор движения "Волонтеры культуры", заместитель председателя ИРО ВООПиК Екатерина Матель.
Участники экспедиции говорят — им такая находка даст полезную информацию при изучении таинственного Екатерининского и легендарного Якутского трактов.
"Это свидетельство того, что там была жизнь. Это еще большую ясность вносит в умы людей, интересующихся историей и, может быть, нас еще больше приподнимает в этом поле цивилизационном. Мы потомки тех людей, которые сюда пришли, преодолели такие трудности, шли против течения рек. Ставили не только крепости, они укоренялись здесь", — говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики Педагогического института ИГУ Лариса Салахова.
И не только постройки изучают эксперты во время своих экспедиций. Есть и другие свидетельства старины.
"Также мы собираем архив устных воспоминаний жителей этих пространств, собираем фотографии, и мы пытаемся это пространство, которое исследуем, наполнить жизнью", — говорит аспирант, участница историко- этнографической экспедиции Екатерина Каптюк.
Кто-то дарит им фотоснимки, кто-то просит отреставрировать и копии разрешает сделать. Вот один из раритетных снимком — в нем целая жизнь: представители Верхоленского уезда собрались на официальный съезд. Это было в 1902 году. А вот тоже съезд, только в соседней Манзурке. В ближайшие дни историки отправляются в новую экспедицию.