"Гениальность, непредсказуемость и блеск". Памяти Юрия Темирканова
Ушел из жизни выдающийся дирижер Юрий Темирканов. "Гениальность, непредсказуемость и блеск" – в этих трех словах его искусство управления оркестром. Лидия Алешина продолжит.
Коллеги называли Юрия Темирканова одним из последних представителей великой плеяды русских дирижеров. Первая государственная премия СССР – в 76 году, ему не было и сорока. Вот таким тогда был маэстро. Как будто не дирижирует, а танцует.
Николай Луганский, пианист, народный артист РФ: "Его гений ни с кем не могу сравнить. Это такой огонь, который не подлежит объяснениям и обоснованиям. У него был музыкальный огонь, и он мог заразить этой страстью, этим гением других".
Максим Федотов, скрипач, дирижер, народный артист России: "Удивительные трактовки и стиль поведения на сцене. Стиль дирижирования: поющие и звучащие руки, удивительная стать. Он на оркестре играл как виртуоз".
"Моя родина – Кабардино-Балкария, а родной город – Петербург", – говорил Темирканов. Здесь, после гастролей, он мог перевести дух, прогуляться по историческому центру. Среди его друзей были Бродский, Товстоногов, Ростропович.
Владимир Федосеев, дирижер, народный артист СССР: "Мы с ним ленинградцы оба. Мы вместе работали, вместе соревновались, один перед другими. С большой любовью друг к другу относились. Я брал пример с его работоспособности. Для меня это большая потеря родного, близкого по труду человека".
От Шостаковича он сумел добиться разрешения дирижировать в другом темпе: в три раза медленнее, чем указано в партитуре Десятой симфонии. "Мне важно играть то, что спрятано за нотами", – подчеркивал маэстро.
"Если человек играет просто ноты – они ничего не значат, играть надо атмосферу, чувства, слезы великого композитора. Чайковский плакал, когда писал. И если человек играя этого не знает, не чувствует, тогда он просто находится на работе", – говорил Юрий Хатуевич.
Большая часть его творческой жизни была связана с Заслуженным коллективом России, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии – им Темирканов руководил 35 лет, называл его своим главным детищем, а Большой зал филармонии – своим домом.
Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского: "Он говорил то, что думал, в чем был уверен, отторгая то, что ему чуждо. И приветствовал то, что может быть, было не слишком близко, но вызывало уважение, как самостоятельный поиск истины".
Музыковеды отмечали его дирижерскую пластику: энергичный, выразительный жест, тонкую интерпретация музыки и главное – выбор своего стиля для каждой партитуры. Сам Юрий Хатуевич сравнивал жестикуляцию дирижёра с языком глухонемых, ведь всё приходится объяснять "на пальцах".
Исполняя сочинения разных стилей и эпох, маэстро отдавал предпочтение сочинениям, которые ему нравились, и которые он чувствовал.
"Есть какой-то огромный мир у человека, который нельзя опошлить конкретным словом. Это богатейший внутренний мир. Мир его тончайших ощущений, чувств, переживаний. Вот это то, что берет на себя музыка".
Церемония прощания с Юрием Темиркановым состоится в воскресенье, 5 ноября, в Большом зале Петербургской филармонии. Памяти маэстро смотрите на нашем канале сегодня, в 20:50, документальный фильм "Юрий Темирканов. Автопортрет на полях партитуры".