В Петербурге завершились съемки фильма о режиссере Павле Клушанцеве
Завершились съемки художественного фильма "Планета" о советском режиссере Павле Клушанцеве – авторе научно-популярных фильмов и знаменитой художественной картины "Планета бурь", посвященной космической экспедиции на Венеру. О мастере, чье творчество опередило время, – Станислав Анисимов.
Режиссер Михаил Архипов показывает, как работает установка для комбинированных съемок. На ней Павел Клушанцев создавал спецэффекты в докомпьютерную эру кинематографа. Вращение солнечного диска, полет планет. И ведь работает до сих пор, а прошло почти 70 лет. Автор научно-популярных фильмов о космосе Павел Клушанцев и стал главным героем новой ленты Архипова – из-за неординарного мышления, выдающегося инженерного дарования и трагической судьбы забытого гения. "Мы хотим развернуть историю художника, который за несколько месяцев сомнений, попыток, проб, опытов приходит к осознанию того, что он готов что-то сказать", – пояснил режиссер Михаил Архипов.
Вот только в фильме "Планета" имена персонажей изменены. Главный герой – режиссер Николай Беренцев, преодолевая внешние обстоятельства, скепсис коллег по цеху и научного сообщества, начинает создавать новую картину. Это не фильм-биография в чистом виде, скорее, размышление над судьбой художника. "Научная фантастика, в частности, зарождалась в этом павильоне. Это придуманный мир через сто, двести, тысячу лет", – добавил актер Александр Кудренко.
Съемки велись в чудом уцелевшем павильоне на студии "Леннаучфильм". Именно здесь работал Клушанцев. А вот лестница, которая помогала ему развешивать космические корабли и спутники. Съемочная группа создавала ленту в соответствии с разработками самого Клушанцева – по его воспоминаниям и чертежам восстанавливали спецэффекты. "Вообще, костюмное, историческое кино снимать очень не просто. Это всегда затратно, потому что даже 90-х годов нет на наших улицах, а уж тем более начало 60-го года", – рассказал продюсер Александр Котелевский.
Правда, иногда приходилось прибегать к старому, проверенному способу – делать стоп-кадры в фильмах и просто перерисовывать реквизит. Этот скафандр создавали именно таким способом, но уже с использованием современных технологий 3D-печати. "У меня в руках были его оригинальные рисунки. Но я должен сказать, что его же собственные рисунки отличаются от костюмов в фильме", – сообщил художник Кирилл Аграновский.
Осталось понять, произведут ли впечатление эффекты Клушанцева на современного зрителя. Авторов ленты они впечатлили уже на этапе подготовки.