В Москве открылась выставка работ авангардистки Ольги Розановой
Творчество Ольги Розановой – художницы, во многом определившей развитие авангардной живописи, исследуют в Доме культуры "ГЭС-2". Выставка "Кубок созвучий" – это диалог современных авторов с амазонкой русского авангарда, так еще называют Розанову. О параллелях между временем и жанром – Валерия Кудрявцева.
"Кубок созвучий. По направлению к Розановой" – первая часть названия из стихотворения самой художницы, вторая – лучше всего отражает замысел проекта, который – большая групповая выставка, где разные художественные голоса идут по направлению к Розановой. "Мы пытаемся здесь выстроить не какие-то параллели или преемственность, а более тонкие созвучия. Это сонастройка разных эпох, медиумов, жанров, видов искусства", – пояснил куратор выставки Карен Саркисов.
На выставке – 40 работ Розановой, и еще 30 – художниц разного времени из коллекции ГЭС-2. Например, работа Анны Титовой, участвовавшая в Венецианской биеннале, здесь потому, что перекликается с исканиями знаменитой авангардистки в области цвета и света. Работы самой Розановой разделены на четыре пространства – по периодам увлечений художницы. Ранний – неопримитивизм – искания юности, последовавший кубофутуризм, а после – супрематизм, соединение изображения и собственной поэзии, совместная работа с поэтом-футуристом Алексеем Крученых.
Розанова так и не причислила себя окончательно ни к какому из увлекавших ее направлений. Она оставалась верной только себе и своему поиску. "Ольга Розанова стала для нас фигурой, которая не только достойна большой ретроспективной выставки, а фигурой, которая многое определила – непроизвольно – вообще для эстетики ХХ века. Восприятие света, цвета, философии; то, как мы сейчас воспринимаем норму, – во многом это было инспирировано ее интуицией", – сказала программный директор Фонда V–A–C и Дома культуры "ГЭС-2" Алиса Прудникова.
Собрать такую масштабную экспозицию было не простой задачей – работы Розановой рассеяны по региональным музеям России. Легендарная "Зеленая полоса", например, приехала из музея-заповедника "Ростовский кремль", который она редко покидает. Картину, ставшую одним из самых известных полотен русского авангарда и шедевром беспредметной живописи XX века, по значению сопоставимую с "Черным квадратом" Малевича, Ольга Розанова написала примерно за год до внезапной смерти. Как раз в тот период, когда, наконец, нащупала главное для себя направление в живописи – цветопись.
"Ее ключевой мечтой было раскрасить Москву и распространять эту цветопись. И в 1918 году, на годовщину Октябрьской революции, она занималась оформлением аэропорта в Тушино, и, к сожалению, именно в этот период она смертельно заболела и умерла. Ее жизнь продлилась всего 32 года, и свои большие мечты она не успела реализовать, но последними годами – увлечением супрематизмом и цветописью – она уже вошла в историю искусства", – отметила искусствовед, медиатор Дома культуры "ГЭС-2" Катерина Ляйнен.
Узнать подробнее о творчестве Ольги Розановой помогают медиаторы ГЭС-2, а также публичные беседы, в которых может принять участие любой посетитель выставки, которая продлится до конца апреля будущего года.